Смысл жизни. проблемы поиска

Проблема поиска смысла жизни..

Сочинение ЕГЭ:

Смысл жизни. Каждый из нас хотя бы однажды задумывался о том, ради чего он появился на свет. И если для кого-то целью станет накопительство, то другие посвятят себя служению более слабым, несчастным, нуждающимся в помощи.

И в том, и в другом случае от нашего выбора может зависеть благополучие, судьба тех, кто нас окружает.

 Столь важную для современного общества проблему поиска смысла жизни ставит автор предложенного мне текста – известный религиозный философ А.И. Ильин.

Анализируя данную проблему, автор рассказывает сказку-притчу о чудаке, который был очень богат и имел всё, «что человек может себе только пожелать». Мы узнаем о том, что,  несмотря на это, герой  чувствовал: в жизни его не хватает самого главного.

Писатель не случайно акцентирует внимание читателя на «горестном бремени», беде героя: автору необходимо показать, как похожи чудак из сказки и человек, живущий в современном мире.

Важное место в тексте занимает своеобразный прогноз: с точки зрения автора, какие бы «новые и новые инструменты, средства и возможности» ни были предоставлены человеку в распоряжение, без определенной цели жизни в ней «будет отсутствовать главное».

Писатель анализирует естественно-научные и технические изобретения последнего столетия и говорит о том, что это «дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная». Финальная часть – это обращение к современникам с предупреждением о бедах, которые произойдут, если человек «не отправится на поиски смысла жизни».

Позиция автора не вызывает сомнений: А.И. Ильин убежден в том, что каждому человеку необходимо найти свой смысл жизни, ведь «жизнь без смысла… становится опаснее, чем когда бы то ни было». Только в этом случае, как считает автор, «возможности созидания» не станут «средствами всеобщего разрушения».

Безусловно, я согласен с мнением философа: человек, не нашедший смысла жизни, превращает ее в существование.

Кроме того, я уверен в том, что, определяя для себя приоритеты, каждый из нас должен понимать:  от тех целей, которые мы ставим, может зависеть благополучие, судьба окружающих людей.  
Чтобы доказать это, обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Перед нами герой, смысл жизни которого – быть тем, кому «позволено перешагнуть через кровь».

Ради этой цели он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету,   губит ради своей идеи живую душу, отворачивается от близких людей,  вызывает серьёзную обеспокоенность матери, сестры, Сони Мармеладовой, Разумихина.  История  Раскольникова помогает понять, что  приоритеты, расставленные главным героем, повлияли и на самого Раскольникова, и на судьбы окружающих его людей.

Для того чтобы разобраться, насколько важно определить смысл жизни, обратимся к произведению Б. Васильева «Летят мои кони…». Автор рассказывает о герое, который повлиял на судьбы не одного человека, а целого города.

Доктора Янсена – врача самого бедного района Смоленска – уважали за жизнь, наполненную смыслом служения людям. Своим призванием он считал преданность делу, способность жертвовать временем ради пациентов.

История доктора Янсена – подтверждение того, что каждый из нас, определяя главные ценности своей жизни, обязан думать не только о себе.

Текст-притча И.А. Ильина, произведения Ф.М. Достоевского и Б. Васильева позволили мне переосмыслить свое отношение к проблеме смысла жизни. Я задумался о том, что и в двадцать первом веке человек должен чувствовать, «куда» он идёт, «зачем» ему даны огромные возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы  жизненный путь  не превратился в «путь руин». 

Текст И.А. Ильина:

(1)В некотором городе жил один чудак… (2)Был он очень богат и имел всё из вещей, что человек может себе только пожелать. (3)Дом его украшали мраморные лестницы, персидские ковры и золочёная мебель. (4)В саду, окружавшем этот роскошный дворец, благоухали цветы, били прохладные фонтаны, заморские птицы услаждали слух своим причудливым пением. (5)Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то самого главного, чего он даже и назвать не мог. (6)Человек решительный и отважный, он так много мог, он почти всё смел, но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мёртвой. (7)Ничто не радовало его, и богатство, всё более умножаясь, постепенно становилось для него горестным бременем. (8)Тогда он пошёл к одной старой женщине, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы. (9)Чудак рассказал ей о своей беде, и старуха ответила ему: (10)«Отправляйся в большой мир, чтобы найти пропавшее. (11) Твоё несчастье велико: тебе не хватает главного, и, пока ты его не найдёшь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой». (12)Эта сказка всегда приходит мне на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном кризисе. (13)Как богато человечество благами низшего порядка! (14) И будет делаться всё богаче. (15)Пространство будет побеждено, таинственные формы материи будут открыты, и ими овладеют. (16)Всё новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение, но главное отсутствует. (17)«Как» земной жизни развивается безостановочно, но «зачем» — незаметно утрачивается. (18)Это так, как если бы человек, который страдает рассеянностью, играл в шахматы и выработал для себя дальновидный, сложный план, осуществление которого уже наполовину завершено, и вдруг он забывает свой план. (19)«Прекрасно! (20)Но для чего я всё это предпринимал? (21)Чего я, собственно, этим хотел?!» (22)Давайте вспомним о естественно-научных и технических изобретениях последнего столетия. (23)Электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон, самолёт, радио, расщепление атома. (24)Этого довольно и сверхдостаточно, чтобы создать нечто великое. (25)Выход на такой заоблачный уровень, на такие пути предполагает наличие всеобъемлющего, окрылённого, дальновидного, целенаправленного сознания, развитие искусства, несущего огромную духовно-воспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было. (27)Возможности созидания могут стать средствами всеобщего разрушения. (28)Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь мощная, неопределённая «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная во всём.

(29)Современное человечество должно хотя бы интуитивно чувствовать, «куда» оно идёт, «зачем» ему даны эти возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы творческий путь познания не превратился в путь руин.

(30)Что получится, если кучка лишённых духовных корней и нравственно разнузданных «завоевателей мира» начнёт возиться с инструментами современной химии, техники и науки? (31)Несчастье современного человека велико, ибо ему не хватает главного – смысла жизни. (32)Он должен отправиться на поиски.

(33)И пока он не найдёт главного, беды и опасности будут подстерегать всё чаще и чаще. (34)Несмотря на всю мощь его разума и широту его возможностей.

(По И.А. Ильину*)

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_poiska_smysla_zhizni/2017-04-01-6297

Проблема поиска смысла жизни

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Что счастье? Чад безумной речи?

Одна минута на пути,

Где с поцелуем жадной встречи

Слилось неслышное прости?

Или оно в дожде весеннем?

В возврате дня? В смыканье вежд?

В благах, которых мы не ценим

За неприглядность их одежд?

И.Анненский

Трудно найти человека, который бы не мечтал бы стать счастливым. Ведь проблема счастья – одна из «вечных» проблем, волнующих человечество на протяжении тысячелетий. Как писал Ф.Энгельс.

«стремление к счастью прирождено человеку. Поэтому оно должно быть основой всякой морали». Его соратник К.

Маркс пишет: «Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей».

Некоторые считают, что счастье – результат жизненного везения, подарок «счастливой судьбы». Подобное мнение, кстати, имеет древнюю историю. Еще римляне изображали богиню счастья Фортуну с повязкой на глазах.

Да и русские пословицы и поговорки указывают на «врожденность» счастья: «не родись красивым, а родись счастливым» и даже «дуракам – счастье». Вера в удачный случай, который принесет тебе счастье жива и до сих пор. Но вместе с тем есть немало людей, убежденных, что счастье – исключительно результат их собственной активности.

Не случайно бытует поговорка “Faber est suse qoisque fortunes”, что в переводе на русский означает: «каждый сам кузнец своего счастья».

Немало и таких, для кого основа счастья – престиж, слава, материальный достаток.

Словом, для того, чтобы стать счастливым, надо вначале ответить на вопрос: а что же такое собственно счастье? Казалось бы, вопрос простой, да вот ответ так быстро на него не найдешь. Безусловно, сколько людей – столько мнений.

Каждый будет трактовать счастье так, как понимает его сам. Но для всех, в конечном итоге, счастье – представится как какое-либо благо, будь-то материальное, духовное, или какое-нибудь другое.

Так что же такое счастье? Ведь прежде чем рассматривать пути достижения счастья, необходимо точно определить понятие, о котором пойдет речь в этом разделе. [11, c. 117]

Человечество, или лучше сказать его величайшие умы, дало немало определений счастья, которые, кстати сказать, не всегда совпадают. Однако я не буду занимать ваше внимание их подробным перечислением, а уж тем более анализом.

По определению В. Даля: счастье – вообще «все желанное, все то, что покоит и доводит человека, по его убеждениям, вкусам и привычкам его». Надо сказать, что эти три момента отметил еще И. Кант, определивший счастье как удовлетворение всех наших склонностей с точки зрения их широты, силы и продолжительности.

Казалось бы, правомерность приведенных определений не вызывает сомнения. Но лишь на первый взгляд. Ведь если встать на подобную точку зрения, то трудно объяснить довольно распространенную ситуацию, когда люди, полностью удовлетворенные жизнью, тем не менее, не считают себя счастливыми.

Очевидно, необходим еще один критерий счастья. Здесь важно учесть, что счастье – это высшее проявление реализованности смысла жизни личности.

Удовлетворенность выражает лишь индивидуальную сторону смысла жизни, то есть полноту удовлетворения потребностей личности.

Показателем реализованности социальной стороны смысла жизни является степень достижения человеком общественно значимых целей. На обыденном уровне это выражается в осознании им ненапрасности своей жизни.

Нередко бывают и такие случаи, когда человек понимает, что живет не напрасно, но удовлетворения жизнью так и не испытывает. Назвать по-настоящему счастливым его тоже нельзя.

Подлинное счастье предполагает гармоничное слияние личного и общественного, эмоционального и рационального.

С одной стороны, под счастьем подразумевается чувство удовлетворенности человека индивидуальной жизнью, с другой – понимание ее социальных результатов.

Рассмотрим подробнее удовлетворенность жизнью как внутреннюю основу счастья.

Естественно, что постоянно, в течение всей своей жизни, человек не может быть удовлетворен ею. Неизбежны какие-то периоды, когда он может ощущать себя и глубоко несчастным.

Однако и они необходимы для того, чтобы более остро почувствовать радость жизни.

Кроме того, радуясь и наслаждаясь отдельными сторонами нашей жизни, мы можем переносить эти чувства на всю свою жизнь и ощущать себя удовлетворенными ею.

В процессе исследования степени удовлетворенности студентов различными сторонами жизни было выделено три соответствующих типа.

Первый тип – вполне удовлетворенные жизнью – 8,7% опрошенных. Главное, что определяет их удовлетворенность жизнью, – это возможность реализовать свои планы, желания, возможность проведения досуга и хорошие материально – бытовые условия.

Второй тип – частично удовлетворенные – 34,1% опрошенных. В основе их ощущения счастья – удовлетворенность возможностями полноценного досуга и реализации своих планов, желаний, а также хорошими взаимоотношениями с окружающими. Правда, многие из них обеспокоены плохими материально – бытовыми условиями.

Третий тип – неудовлетворенные жизнью – 60,2% опрошенных. Слагаемые счастья у них те же, что и у частично удовлетворенных жизнью, но удовлетворены они указанными сторонами жизни значительно меньше. Кроме того, на их мироощущении существенно сказывается частая неудовлетворенность состоянием здоровья и взаимоотношениями с окружающими, а также отношениями в семье.

Наши исследования позволили ответить на вопрос, в какой мере влияют на ощущение счастья те или иные грани жизни.

На первом месте по степени влияния на ощущение счастья находится только состояние здоровья, которое наиболее сильно воздействует на удовлетворенность человека жизнью в целом, а тем самым и на состояние счастья. На втором – взаимоотношения в семье и материально – бытовые условия.

На третьем – взаимоотношения с окружающими людьми, возможности проведения досуга. И, наконец, слабее на ощущение человеком счастья влияют находящиеся на четвертом уровне возможность реализовать свои планы и желания. [14, c. 104]

Читайте также:  Знакомство с собой: что вам действительно нравится делать

В целом сегодня наблюдается довольно резкое противоречие между процессом возвышения потребностей людей, с одной стороны, и пределами их реализации, диктуемыми наличным уровнем развития производительных сил и существующей социальной структурой общества – с другой. Это существенно затрудняет достижение в массовом масштабе удовлетворенности жизнью.

Таким образом, удовлетворенность жизнью как важная сторона человеческого счастья во многом зависит от различных социальных факторов, которые оказывают порой противоположное воздействие. Однако сказанное отнюдь не умаляет значения активности самого человека для достижения им счастья.

Образно выражаясь, счастье можно сравнить с домом, который каждый строит себе сам, в соответствии со своими вкусами, привычками, наклонностями. Стены этого дома не монолитны, а складываются из своеобразных «кирпичиков» – различных приятных переживаний.

Подобные переживания могут быть разной степени интенсивности – от слабого колебания настроения, некоего неясного томления чувств до всепоглощающего экстаза. Понятно, что чем более сильны эти переживания, тем более счастливым чувствует себя человек.

Хотя жизнь наша не есть сплошная цепь экстазов или даже просто хорошего настроения, а их чередование с отрицательными эмоциями.

Но, возникая даже не часто, такие переживания – в первую очередь максимальной степени интенсивности – дают нам ощущение остроты и наполненности жизни, ее осмысленности, радости бытия.

К сожалению, описать подобные переживания словами не просто, хотя каждый из нас неоднократно испытывал их в жизни.

Вспомните приятную приподнятость или даже потрясение от созерцания удивительного пейзажа или произведения искусства, или потерю границ своей личности во время задушевной беседы, озарение истины после мучительных размышлений над решением какой-нибудь задачи, проблемы.

Наконец, зарождение всепоглащающей страстной любви… Думается, многим знакомы эти или подобные переживания, заставляющие нас радоваться как дети. [17, c. 75]

Специфика таких переживаний во многом зависит от того, какая из потребностей человека лежит в их основе. В современной научной литературе существует десятки определений понятия «потребность», подчас сильно отличающихся друг от друга.

Думается, нам нет нужды разбираться здесь в многообразии существующих подходов, их достоинствах и недостатках. В наиболее общем виде потребность можно определить как состояние человека, обусловлено между наличным и необходимым и побуждающее к действию по устранению данного противоречия.

Любая потребность предполагает нужду в предмете. Причем он не обязательно должен быть каким-либо физическим объектом.

Предметом потребности могут выступать и духовные образования и определенные отношения к действительности, как, например сочувствие, любовь к окружающим людям, стремление оказывать им помощь, поддержку, являющиеся предметом так называемой альтруистической потребности.

Это, что касается потребности. Но как эту потребность в чем-то реализовать. Есть прекрасная пословица: «приди и возьми». Но если то, что нужно «взять» недоступно, как быть тогда, ведь нельзя для своего собственного удовлетворения нарушать уже устоявшиеся моральные традиции.

В данном случае необходимо либо придумать как можно было бы обойтись без этого предмета, либо… таки взять его. При этом надо помнить, если перефразировать знаменитую пословицу: «только в любви все способы хороши».

Итак, мы пришли к выводу, что обретение счастья есть не что иное, как одна из целей жизни. И пожалуй основная. Беда лишь в том, что для каждого из нас определение этого слова разное. Можно конечно определить несколько вещей, которые составляют понятие счастья.

Прежде всего – это успешная карьера, а как следствие и обретение своего места в этой жизни. Дальше, хорошая семья, а как следствие – внутренняя гармония. И конечно все мы мечтаем о детях. Ведь это цветы жизни, самое прекрасное, что оставит человек после себя.

ВЫВОДЫ

Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести их “в люди”.

Другие, в частности ветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя через “огонь и воду”, остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни.

А некоторые из молодых людей заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и смысл жизни видят в обретении богатств.

Итак, философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека разнообразное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет (“все суета сует”); другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное (“страдание”, например); третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то “положительное” – “счастье”, “нравственность” и т.д.

По моему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл.

Иначе возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит абсолютизация трудностей жизни, доказывается полная зависимость человека от окружающего мира (природы, общества, других людей).

Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению сил человеческого духа в борьбе с действительными трудностями и противоречиями. В то же время во всякой теории имеется немалая доля истины.

Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемами свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и т.д.

И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния.

Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты – это такие социальные стихии, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.

Конец ХХ века не только не сгладил, но еще больше обострил испытываемые людьми трудности и противоречия. Я полагаю, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые локальные, межнациональные войны и как следствие – миллионы жертв.

Моя позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни, в конечном итоге, не отражают всего содержания реальной и возможной жизни людей. Эти теории нельзя признать полностью истинными. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону – позитивную.

Можно привести множество фактов, которые свидетельствуют: в целом жизнь действительно хороша и интересна – в ней можно быть счастливым и испытать много радостей. Немало счастья человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь, успешное окончание вуза, научные открытия, защита диссертаций и т.д.

То есть я отдаю предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни – все равно что недооценивать человека и его жизнь.

Признавая смысл жизни, нельзя его сводить к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: “быть нравственным”, “быть личностью”, “быть счастливым”, “быть богатым” и т.д.

По моему глубокому убеждению, такое сложное понятие, как “смысл жизни”, следует рассматривать во взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека (биосоциальная природа и осознание жизнедеятельности), его цели и идеалы, содержание его жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен.

Он включает в себя нравственность, борьбу с трудностями – природными, социальными, людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческого существования.

Он требует от человека способствовать сохранению и улучшению окружающей природы, развитию справедливого общества, приносить добро другим людям, постоянно развиваться и совершенствоваться в физическом, умственном, нравственно-эстетическом отношениях, действовать в соответствии с объективными законами мира. Здесь перечислены только признаки смысла жизни, его определение – дело будущего исследования.

Прочитав этот проект Вы, скорее всего, вместо того, чтобы найти ответ на интересующие Вас вопросы, получите множество новых. Если так, то могу сказать, что я достиг своей цели.

Ибо у вас есть пища для ума, то есть Вам есть над чем поразмыслить. Ну а если после прочтения сего проекта Вы в чем-то не согласны со мной, ПОЗДРАВЛЯЮ. Потому что именно с собственного мнения начинается путь к формированию незаурядной личности.

Остается лишь добавить: «Я мыслю, а следовательно существую».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Булатов М. А. Критические очерки по философии Канта. К., 1975.

  2. Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. М., «Педагогика», 1976.

  3. Петровский А. В. Общая психология М., «Просвещение», 1988

  4. Практическая философия М., «Знание» 1995

  5. Толстых В. И. Сократ и мы. М., Политиздат. 1986

  6. Практическая философия М., «Знание» 1995

  7. Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. К., Политиздат. 1990

  8. Назаров О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М., «Знание». 1990

  9. Склонности и способности. Под ред. В. Н. Мясищева. Изд-во ЛГУ, 1989.

  10. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АПН РСФСР, 1989.

  11. Петровский А. В. Общая психология М., «Просвещение», 1988

  12. Реан А. А. Психология и педагогика С.-П. «Питер», 2000

  13. Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. К., Политиздат. 1990

  14. Назаров О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М., «Знание». 1990

  15. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АПН РСФСР, 1989.

  16. Петровский А. В. Общая психология М., «Просвещение», 1988

  17. Реан А. А. Психология и педагогика С.-П. «Питер», 2000

  18. Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. К., Политиздат. 1990

  19. Назаров О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М., «Знание». 1990

Источник: http://works.doklad.ru/view/_1MVjlOQDeY/3.html

Проблема поиска смысла жизни

( Проблема поиска смысла жизни рассматривается в произведениях разных писателей. Поиск смысла жизни героями художественных произведений побуждает читателя к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали).

· Герой легенды Данко из произведения М. Горького «Старуха Изергиль» воплощает собой самопожертвование во имя любви к людям. Именно в беззаветном, бескорыстном служении людям он видит смысл жизни. Не колеблясь, он вырывает своё сердце, чтобы осветить путь людям. Жизнь его обрела смысл.

· Яркой иллюстрацией философской проблемы поиска смысла жизни может послужить повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Старший сын Тараса Остап обрёл для себя смысл жизни в беззаветном служении родной земле. Иначе понял смысл жизни для себя младший сын – Андрий. Умирая, он думал о прекрасной полячке.

· Когда речь заходит о проблеме поиска смысла жизни, нельзя не вспомнить мия Пьра Безухова, героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Ему свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

Он совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, стреляется на дуэли с Долоховым, попадает под власть масонов.

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского сражения и встреча с Каратаевым. Жизнь постепенно обретает смысл.

· Постоянно стремятся к нравственным и духовным исканиям герои Л. Н. Толстого в романе «Война и мир». В процессе поиска истинного, важного Пьер Безухов и Андрей Болконский выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Герои стремятся к настоящей жизни.

· Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в постоянном поиске смысла жизни. Андрей Болконский сначала видел смысл жизни в славе для собственного благополучия.

Но он пришёл к выводу, что смысл жизни – в служении Отечеству.

Пьер Безухов приходит к мысли, что его жизнь должна идти не для одного, что жить надо так, чтобы все люди жили независимо от их жизни, чтобы его жизнь отражалась на всех.

· Л. Н. Толстой писал: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему».

· Поиск смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Обсуждая проблему поиска смысла жизни, необходимо остановиться на пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

Смысл жизни для Раневской – праздное, расточительное прошлое, которое она не хочет терять. Раневскую волнует та несчастливая жизнь, которая ждёт впереди. Её жизнь лишена смысла. А вот Петя и Аня полны дум о будущем.

Они верят в грядущую радость, свободу, любовь.

· Интересны в этом смысле суждения главного героя романа Б. Акунина «Сокол и Ласточка». Он называет людьми с непроснувшейся душой тех, кто живёт и умирает, ни разу не задумавшись о высшем смысле своего существования. Всякое событие для человека – ступенька, чтобы подняться выше и стать сильнее.

· Шолоховский герой Андрей Соколов из «Судьбы человека» потерял в жизни всё: родной дом, семью. Осталось ли хоть что-нибудь у этого человека? Да, его любовь к родине, жизни, его душа.

Читайте также:  Позитивные чувства для быстрого исполнения желаний

Встреча его с мальчиком Ванюшей нужна как исцеление, спасение, надежда на будущее, как глоток жизни. Какой бы трагичной ни была судьба человека, он всегда надеется на лучшее.

Оптимизм, вера в собственные силы, жизнестойкость помогают найти смысл жизни. Жить для кого-то — вот в чём герой видит смысл жизни.

· Одна притча рассказывает о путешественнике, встретившем рабочего с доверху нагруженной тяжёлыми кирпичами тачкой. «Что делаешь?» — спросил его путешественник. «Везу кирпичи», — ответил тот. Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос.

В ответ он услышал: « Зарабатываю себе на хлеб». Через некоторое время путешественник повстречал ещё одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает. «Строю кафедральный собор», — был ответ.

Как видно из этой притчи, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл – всё зависит от того, какое значение человек придаёт им, почему и ради чего их совершает.

· Василий Розанов в статье «Предназначение человека» поднимет проблему смысла жизни. Он задаёт вопросы, что есть цель человеческой жизни. Смысл человеческой жизни – это истина, добро и свобода.

Розанов утверждает взаимосвязь истины, добра и свободы с разумом, чувством и волей. Смысл жизни нельзя найти в готовом виде утверждённым. Можно только добиваться его осуществления.

Главное, чтобы приближение к поиску смысла жизни приносило нам радость и наполняло наше сердце счастьем.

8. Проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество.

(Проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество относится к философским, очень сложным. Над ней размышляли многие писатели XIX-XX веков).

· Меня поразил рассказ В. В. Набокова «Ужас». Герой-повествователь – одинокий человек на грани безумия. Он испытывает ужас, животный страх перед жизнью. Он не видит смысла жизни. Но всё же финал рассказа не безнадёжный: его спасает боль, которую он испытал из-за смерти любимой женщины. Забота о близких, любовь – это наше спасение от одиночества и пессимизма.

· Думаю, глубже всех эту проблему удалось раскрыть великому Ф. М. Достоевскому в романе «Преступление и наказание». Мармеладов, опустившийся человек, потерявший достоинство, сетует на то, что ему некуда пойти, никто не слышит униженных и оскорблённых.

Родион Раскольников одинок по идеологическим причинам. Утратив веру в человечество, в справедливость, он решает взять на себя право вершить суд. И это приводит его к трагической отчуждённости от людей.

Лишь любовь, милосердие Сонечки спасают его, возвращают к людям.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

( Проблема поиска смысла жизни рассматривается в произведениях разных писателей. Поиск смысла жизни героями художественных произведений побуждает читателя к самостоятельной работе ума и сердца в

Смысл жизни как философская проблема

Кто из людей в определенный период своей жизни не задумывался над вопросами «Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни?» Сколько трагических коллизий связано с попытками их решения, ибо быть для человека — прежде всего жить. Наряду с волнующими общество и человека мыслями о сущности окружающего мира, ответь! на вопросы о положении и назначении человечества и человека в нем определяют содержание любого типа мировоззрения (см. Швейцер А. Культура и этика. М. 1973. С. 82).

Проблема смысла жизни проходит через всю историю мировой философии. Традиционно она рассматривалась во взаимосвязи с осознанием конечности жизни человека. Постыдно умереть, заявляли в окружении Сократа, не изведав всех сил духовных и телесных. А Эпикур советовал не поддаваться страху смерти, поскольку он по своей сути иррационален — ведь когда есть смерть, то нас уже нет.

Как это ни покажется парадоксальным, но отношение людей к смерти определяет их отношение к жизни. Конечность и бесконечность человеческого бытия — исходный пункт для философского осмысления смысла жизни.

Но при этом мудрое осмысление места и роли человека в системе всеобщих, мировых связей, развития и формирования его сознания, невозможно произвести вне их соотнесения со смыслом жизни отдельного человека.

Личностный смысл жизни может быть представлен как структурный элемент индивидуально выполняющий регулятивную функцию. См* и значение личной жизни выступают как философия проявления, стороны, элементы индивидуального сознания, реализующиеся в жизнедеятельности человека. Сама.

; 1 • юности и складывается из структуры её сознания и практики деятельности.

В процессе расширения общения и практических действий, смысл жизни человека воплощается з материальной и духовной культуре, а затем уже в виде значения становится достоянием личности и регулятором её деятельности.

Сознание личности есть своеобразное отношение человека к обстоятельствам жизни в процессе чувственно-предметной деятельности. Вместе с тем, сознание является и отношением человека к самому себе. Самосознание — это момент целостного развития личности в качестве субъекта труда, общения, познания и социальной деятельности.

По мнению Марка Аврелия, «кто не исследует движение собственных мыслей, не может быть счастлив». Самосознание — первое условие мудрости конкретного человека. Специфика формирования личности тесно связана с возникновением и развитием такой внутренней собственно человеческой потребности, как потребность индивида в прояснении своего «Я» и уяснения смысла собственной, личной жизни.

Кто из нас не ставил себе вопрос: «для чего живешь?»

Потребность познания смысла жизни выступает той базисной потребностью, иногда весьма остро проявляющейся, с которой связаны доминирующие формы общения и виды жизнедеятельности на этапах возрастного развития человека.

Характеристика базовой потребности, как особого вида психологической напряженности, вытекающей из столкновения двух противоположных тенденций, а именно: тенденции слияния индивида с социумом и тенденции к выделению «Я» в качестве автономной единицы — суть возникновения и развития потребности в смысле жизни.

На пути поиска смысла жизни неясное осмысление индивидом единства личной и общественной сторон своего бытия нередко приводит к отчуждению человека как от социальных отношений, так и от самого себя.

Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства. И он видел лично свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства.

По мнению Камю, философия способна помочь человеку не в проповедях благодушно-оптимистических идей, что жизнь прекрасна, к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без доверия.

Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего по наказанию богов камень в гору, с которой он снова должен покатиться вниз.

И все — таки жизнь даже в ситуации абсурда — ценность, равной которой у человека нет. Но эта жизнь всегда «пограничная» со смертью.

Человек и только он сам определяет свое познание и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысли о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Л.

Толстой в «исповеди» прекрасно показал, что утрата смысла жизни равносильна для человека смерти.

Разумно мыслящий и тонко чувствующий человек находится в поиске связи между своей жизнью и конкретно-историческим и мировым опытом, а следовательно, между конкретно-историческим и мировым смыслом.

Вне такой связи смысл жизни становится источником горьких разочарований, личных трагедий. Как заметил поэт, «надо думать, а не улыбаться, надо книжки трудные читать, надо проверять и ушибаться, мнения не слишком почитать. Мелкие пожизненные хлопоты по добыче славы и деньжат к жизненному опыту не принадлежат» (Б. Слуцкий).

Необходимость в познании смысла жизни отдельного человека ясно осознается личностью при соотношении реальных общественных ценностей с индивидуальными потребностями, мотивами действий и поступков.

Самоответственность, самоотношение, самодисциплина — важные содержательные моменты процесса формирования личностного смысла жизни у индивида.

Одним из критериев, по которому можно судить об уровне развития и понимания смысла жизни, является характер личностной дисциплины в ходе общения с людьми и в практике, в предметной деятельности. Жизнь ставит человека перед выбором: принять существующую реальность или стремиться к переменам, к свободной деятельности.

Личностный смысл жизни можно определить в форме субъективного, основанного на опыте видения места и предназначения человека в мире, результата усвоения общечеловеческих ценностей и выбора реализации этого приоритетного смысла на практике, в материальной и духовной культурной деятельности.

Данный поиск и реализация приоритетного смысла жизни для индивида есть компромисс между необходимостью действовать по обычаям, нормам, законам, предписанным этнической общностью, обществом, государством и т. д. или руководствоваться одним лишь личным хотением. Поиск жизненного пути — это стремление поступать по велению души и сердца.

Он сопряжен для индивида с антиномией, коренным противоречием социального действия, заключающимся no М. Веберу в соотношении морали ответственности и морали убеждений.

Потребности в ином, в отличном от привычных впечатлений, глубоко заложена в человеке, и чем выше уровень культуры, тем настойчивее делается она и тем многообразнее способы её удовлетворения.

Это удовлетворение потребности в ином процессе перехода человека от мироощущения к миросо* зерцанию и миропониманию лежит в основе формирования личностного смысла жизни. Оно связано с таким процессом, состоянием и результатом развития сознания, как его ясность.

Ясность сознания, будучи результатом развития разума человека, характеризуется как та «универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи, как того требует сущность самой вещи».

Разумное отношение к сущности познаваемых и преобразуемых явлений, предметов — «пробный камень» глубины и богатства содержания личностного смысла жизни отдельного человека.

Отдельные представители субъективистского течения в западной философии заявляют о своем стремлении освободить человека от внешних и принудительных для него принципов жизни, утвердить его самоценность.

Но в действительности, отгораживая человека от социальных форм бытия, как якобы изначально и абсолютно чуждых ему, они углубляются в иррациональные сферы индивидуального бытия и теряют реальную ценность подлинного человеческого существования.

В постижении и выявлении смысла жизни для человека необходимо исходить из основного правила, по которому должно идти развитие будущей философии: «Сначала — быть, потом — действовать, а лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть и опасного, и даже мучительного делания — философствовать» (Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 368).

Кто из людей в определенный период своей жизни не задумывался над вопросами «Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни?» Сколько трагических коллизий связано с попытками

Источник: http://wornen.ru/problema-poiska-smysla-zhizni-2/

Смысл жизни как философская проблема

Смысл жизни – является одной из фундаментальных философских проблем, содержание которой заключается в понимании конечной цели существования человека, определение его места в природе  как биологического вида и предназначения как социального существа.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком сущности самой жизни, как определение способности и возможности человека влиять на окружающий его мир. Проблема смысла жизни – вечный вопрос, на который человечество будет искать ответ на протяжении всего своего существования.

Анализ философских школ и направлений позволяет выделить основные подходы к пониманию смысла жизни в истории философии:

1) нет никакого смысла, либо он не доступен человеческому познанию;

2) смысл жизни заключается в самой жизни;

3) смысл жизни в том, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить детей и т.д.;

4) есть только земное счастье и надо стремиться получить его как можно больше, т.к. абсолютного смысла жизни нет;

5) смысл жизни заключен в религиозном понимании мира как стремлении к посмертному существованию души.

Сартр как представитель философии экзистенциализма, в котором данная проблема является одной из центральных, писал:  «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» [2, с. 147].

Человек, в отличие от животных, осознает конечность своего бытия. Это порождает внутреннюю напряженность, страх, переоценку происходящего. В своем желании понять смысл собственного бытия человек пытается обрести уверенность в том, что все было не зря, что его собственная жизнь – часть общей картины.

Традиционные религии утверждают, что источник подлинного смысла жизни находится за пределами повседневности. А атеисты, наоборот, настаивают на том, что повседневность – это и есть единственная реальность, в которой и нужно искать смысл жизни.

Читайте также:  Почему я не люблю сайты о саморазвитии

  Смысл жизни индивидуален, потому что  он относится к жизни уникального индивида, уникальной личности, и смерть для каждого человека также уникальное событие, где чужой опыт не имеет значения. Понимание смысла жизни не дается нам в готовом виде, оно является продуктом внутренней активности человека, в результате которой он определяет мотивы и цели своих действий и поступков.

Невозможно научить смыслу жизни, его нельзя навязать человеку, он может быть найден только самостоятельно, путем самостоятельных решений и знаний.

Смысл жизни – это ценность, осознавая которую человек строит свою жизнь и определяет ее цели.

Философия рассматривает вопрос о смысле жизни с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.

В первом случае смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида. Каждый человек определяет его сам в своих собственных размышлениях, опираясь на собственный опыт.

Во втором случае смысл жизни понимается как специфический способ существования человеческого рода.

В этом случае содержание смысла жизни является результатом эволюции человечества, развития процесса мышления и формирования человеческого сознания.

Религиозная философия  связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, со стремлением к сверхчеловеческому опыту. Русский религиозный философ С. Франк именно  внутреннею  духовную  жизнь человека  считал единственным бытием, имеющим  смысл.

Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия: «во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу» – писал С. Франк. [5, с. 102].

Для философских направлений ХХ века характерен ценностный подход к пониманию природы человека и, соответственно, смысла его существования.

Существует много различных ценностных форм психики человека. К основным относят волю, целеустремленность, решительность и самообладание, т.е., качества, позволяющие человеку осуществлять саморегуляцию своей деятельности.

Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место. Каждый человек должен обрести смысл свой жизни. Согласно К.С.

Станиславскому, смысл жизни является  «сверхзадачей», которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели.

В современной философской литературе различают две направления в обретении индивидом смысла жизни: «быть» или «иметь».

Стремление «иметь» формируется в далеком прошлом человечества, где данное требование было необходимым условием выживания. Подобный подход существует и в настоящем мире, но он не должен стать самоцелью, т.к.

в этом случае мы наблюдаем лишь стремление к обогащению, уничтожающее  все лучшие человеческие качества. З.

Фрейд отмечал, что такой тип личности и общество, в котором превалирует  данный вид людей, является больным.

Стремление «быть», на наш взгляд, в большей степени соответствует духовным возможностям и потребностям человека, его истинной сущности.

Маркс считал, что «роскошь — это такой же порок, как и нищета, цель человека — быть многим, а не обладать многим» [3, с. 593].

Стремление «быть» предполагает отказ от эгоизма и эгоцентризма, желание реализовать природные и социальные возможности человека, духовное развитие, проявление «человеческого» в человеке.

Благодаря этой установке человек раскрывает и развивает свои способности, обогащая окружающий мир и утверждаясь как полезное и необходимое звено социального мира.

Понимание смысла жизни не дается от рождения. Г. Фихте подчеркивал: «…только человек изначально — ничто… Тем, чем он должен быть, он должен сделаться… и сделаться сам собой, своей свободой, я могу быть только тем, чем я себя сделаю сам» [4, с. 297].

Каждому человеку доступен смысл жизни, он не зависит от пола, возраста, интеллекта, образования,  характера человека, от ее среды жизни и религиозных убеждений. Каждый человек может и должен познать смысл своего существования, смысл своей жизни.

При этом смысл жизни не субъективен, человек не придумывает и не изобретает его, а находит в мире, в окружающей его объективной действительности. Реализуя смысл своей жизни, человек реализует самого себя.

Самым важным является умение определять истинные цели, не давая себя запутать ложными целями и выбором, ведущими к деградации и разрушению как отдельной личности, так и общества в целом. Наша современная жизнь предлагает человеку множество возможностей для  выбора.

Иногда весь этот выбор сводится лишь к удовлетворению материальных потребностей человека: обеспечение материального  достатка, стремление к личной выгоде и пользе. Именно поэтому, оценивая состояние современного общества, его часто характеризуют как «общество потребительства».

Но жизнь в погоне за удовольствиями, в стремлении удовлетворить свои прихоти, получить максимум удовольствия в тех формах, которая сегодня заявлены как престижные, модные не может быть  осмысленной и полноценной. В этом случае человек стремиться соответствовать навязанным ему чужим стандартам и проживает жизнь, следуя не своим, а чужим целям и интересам.

Человек рождается для того, чтобы жить. Жизнь является бесценной, т.к.

дается нам только раз, и очень важно прожить ее, осуществляя свой собственный выбор, реализуя собственные возможности, круг которых определяется внутренним миром самого индивида как полноценной личности.

Обретя смысл своей жизни, человек получает право на свою собственную жизнь. Каждый человек способен и должен сам управляет своей жизнью, осуществлять свой собственный выбор, понимая при этом, что отвечать за последствия этого выбора  он также должен сам.

Человеческая жизнь достаточна коротка. Осознание собственной смертности, неотвратимой конечности собственного существования, с одной стороны, становится сложной проблемой для человека, но, с другой стороны, дает ему возможность сделать осознанный выбор и постараться прожить полноценную, подлинную жизнь.

При этом  необходимо помнить, что жизнь каждого отдельного человека является частью целостного процесса, разворачивающегося во внешнем объективном мире, в обществе в целом, формирующем человека, предоставляющем ему определенные возможности для самореализации, но и предъявляющем к нему конкретные требования и зависящим от него.

Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 608.
  2. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартр / М.А.Киссель – Лениздат, 1976. – С. 239.
  3. Маркс К. и  Энгельс Ф. // Собр. соч., Т. 1. – М.: Изд-во Полит. литературы, 1955-1974. – С . 638.
  4. Фихте Г.  // Соч. в 2-х т., Т. II – СПб.: Мифрил, 1993 – С. 798.
  5. Франк С. Смысл жизни. // С. Франк. – М.: АСТ, 2004. — С. 160.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. С. 368.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/xliii/54753

Проблема поиска смысла жизни – PDF

Зайди и скачай контрольную работу на тему «Социальные утопии Возрождения (на примере творчества Т. Мора и Т. Кампанеллы)» по «философии». 1040400010 1 июл 2011. Социальные утопии Возрождения на примере

Подробнее

30 окт 2010. Контрольная работа. Дисциплина «Социология управления» Тема 3: Модели и методы социального управления. Выполнила Полякова. 6686623551262 11 сен 2009. Организационные структуры управления и

Подробнее

Роман А. С. Пушкина Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни. По произведению Евгений Онегин (Пушкин А.С.) Энциклопедией русской жизни. 33347498016 Роман А. С. Пушкина Евгений Онегин энциклопедия русской

Подробнее

И. А. Бунин писатель-реалист. По рассказам Бунина можно без труда представить себе жизнь предреволюционной России во всех подробностях:. 35874973200663 Жизнь и смерть в рассказе И.А.Бунина Господин из

Подробнее

Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 работ. 7732776291082 Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова иивана Карамазова

Подробнее

Времена года Антонио Вивальдир. Роль и место I четверти 5 класса в. Времена года в поэзии Бунина живописи Левитана и музыке Чайковского. 515017909. музыки, ИЗО на тему: «Времена года в поэзии Бунина, музыке

Подробнее

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Подробнее

Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь. Характеристика современного. 749571582 Теория реформирования системы налогообложения и практика ее. системы

Подробнее

12 авг 2010. Тема: Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста. Вид работы: Курсовая работа (п); Предмет: Психология; Когда. 286071084 Читать курсовую работу online по теме Развитие творческого

Подробнее

Сочинение рассуждение евгений онегин энциклопедия русской жизни Сочинение на тему чем интересен роман евгений онегин эпоха в романе Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни. сочинения на анализ и

Подробнее

Крутой реферат – Большая база рефератов. Дисертации, дипломы, курсовые работы, книги, онлайн-игры, флеш-игры, сочинения, доклады, шпаргалки. 77347206175 Кьеркегор Сёрен Творчество А. Дюма в контексте французской

Подробнее

Сочинение на тему идея раскольникова и ее проверка Сочинения по произведению Достоевского Ф.М. Преступление и наказание Идея Раскольникова и ее крушение(по роману Ф. М. Достоевского. Раскольников живет

Подробнее

Восточные славяне – прародители современных русских. История / Восточные славяне – прародители современных русских. Введение Прародина. 392634704 История нашего Отечества это история восточных славян,

Подробнее

Название реферата: Герои одного времени: Чацкий и Чичиков Вы можете скачать реферат Герои одного времени: Чацкий и Чичиков со следующих. 557146257756 сочинение: герои одного времени: чацкий и чичиков.

Подробнее

8 июн 2010. Структура работы включает в себя введение, первую часть (понятие, природа творчества, творческий процесс и его особенности),. 34494570480 Движущие силы творческого процесса в каталоге лучших

Подробнее

Основные принципы маркетинга, его методы, цели и функции. Роль маркетинга в деятельности промышленного предприятия. курсовая работа [ 43.1 K],. 202320153100 Управление маркетингом, его цели и задачи. Концепции

Подробнее

Ноогенетические аспекты современного глобально-цивилизационного процесса. в контексте учения Вернадского. Ноогенетические характеристики глобального процесса.. контрольная работа [39.8 K], добавлена 11.07.2010

Подробнее

8 июл 2011. Контрольная работа на тему Социологии управления. управления и социология государственной службы общее и различное 23 кб. 419371881105 Объект, предмет и задачи социологии управления В Российской.

Подробнее

Философская проблематика одного из произведений русской. ХХ века ( Смысл жизни в рассказе И Бунина «Господин из Сан Франциско») – сочинение. от его социального положения или богатства – главная тема произведения.

Подробнее

Реферат на тему физическая культура и спорт как общественное явление занятий физической культурой и спортом. 4. 0. 6. 0 реферат. 5. Тема 5. Физическая культура и спорт – многоплановое общественное явление.

Подробнее

Контрольная работа по теме сознание и познание ответы Полугодовая контрольная работа. Обобщение и систематизация знаний по Контрольная работа 1. Зачет по теме: Сознание и познание. Тема 4. Сознание и познание

Подробнее

Реферат на тему: Педагогическая психология: становление и место в системе научного знания, предмет, задачи и структура. 9592389151 Предмет, задачи и структура педагогической психологии в каталоге. Педагогическая

Подробнее

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о. 934566534156 Настоящая работа ставит своей целью показать, как возможно

Подробнее

Взаимодействие человека и мира представляет собой актуальный ( проявленный) аспект их целостности; существует также и виртуальный. 28697124986534 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИЯ И СТРУКТУРА ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Подробнее

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Подробнее

26 янв 2011. Минус, нет реальность работа курсовая правовое концепция государство и номер. 1107630173286 Вы согласны передать свой реферат (диплом, курсовую работу и т.п.). Конечно, и в такой трактовке

Подробнее

Функции планирования в менеджменте: сущность, принципы, элементы. Сущность планирования в менеджменте, его содержание и назначения. 372815128419789 Функции Планирования В Менеджменте Сущность Принципы

Подробнее

Исторические материалы / Цепная реакция реформ 60-70-х годов XIX века в исторической литературе / Причинноследственный механизм «цепной. 164150054553 Челябинск: Челябинский государственный педагогический

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/46457899-Problema-poiska-smysla-zhizni.html

Ссылка на основную публикацию