Основы саморазвития личности

Что даёт саморазвитие. Основы саморазвития личности

Тема саморазвития интересует людей на протяжении всего существования человечества. А как иначе? С самого рождения человеком движет стремление развиваться. Ребёнок учится ходить, разговаривать, осваивает навыки владения своим телом и умом.

Некоторые развиваются и учатся долгие годы, а некоторые и на протяжении всей своей жизни. Самосовершенствование шагает в ногу со стремлением развиваться. Всё живое в этом мире либо развивается, либо деградирует. Человек не исключение: пока он развивается — он жив.

Как только развитие останавливается, он неминуемо меняет вектор восхождения на противоположный.

Что же такое саморазвитие? Прежде всего, это осознание себя как личности и признание себя частью внешнего мира. Далее, противопоставляя себя этому окружающему миру, личность осознаёт и признаёт своё несовершенство, понимает, что способна стать лучше, и принимает решение развиваться и стремиться к идеалу.

Основы саморазвития личности

В основе саморазвития личности лежит потребность во внутренней гармонии человека. Вернее сказать, что отсутствие гармонии запускает внутренний механизм, который, в свою очередь, является толчком к личностному росту человека.

Кроме того, верными спутниками самосовершенствования выступают потребности в самовыражении и самореализации. Человека, выбравшего путь самосовершенствования, характеризует желание самостоятельно выбирать направление своего жизненного пути.

Ведь без саморазвития, самовоспитания и самодисциплины возможно лишь плыть по течению и медленно, а в некоторых случаях очень стремительно угасать, как угасает всё в природе, что не развивается.

Виды самосовершенствования могут быть разными:

  •  профессиональное саморазвитие,
  •  физическое саморазвитие,
  •  творческое саморазвитие,
  •  интеллектуальное саморазвитие,
  •  духовное саморазвитие и т. д.

Саморазвитие включает в себя самовоспитание, наличие и укрепление силы воли, контроль над своими желаниями и эмоциями, трезвую самооценку и самодисциплину.

Сегодня тому, кто встал на путь самосовершенствования, предлагается немало различной литературы по саморазвитию, разнообразные тренинги по личностному росту, всевозможные студии творческого развития, тренинги по медитации и дыхательным техникам для восстановления и успокоения ума в ритме современного мира.

На этом рынке средств и способов самосовершенствования можно выделить одно из наиболее древних и полноценных направлений — это йога. Вопреки бытующему мнению, йога не является только оздоровительной гимнастикой отшельников в Гималаях.

Йога есть не что иное, как древнейшая система самосовершенствования человека, дошедшая до наших времен. Это некий свод правил и действий, состоящий из восьми ступеней для человека, вставшего на путь саморазвития и самосовершенствования.

Рассмотрим, в чём это проявляется, и развеем некоторые страхи, связанные с йогой.

Сама по себе йога — это философия жизни. Йогой может заниматься абсолютно любой человек, в любом возрасте и с абсолютно любым мировоззрением.

Вы избегаете йоги, потому что религиозны? Йога не является религией, и в то же время её учение не противоречит ни одной из известных религиозных школ. Принципы нравственности, чистоты тела, духа и намерений лежат в основе первых двух ступеней пути самосовершенствования, или йоги. Это такие принципы, как:

  1.  запрет на убийство и причинение вреда,
  2.  воздержанность в чувственных удовольствиях,
  3.  правдивость,
  4.  отсутствие стремления обладать чужим,
  5.  свобода от накопительства (собирательства хлама),
  6.  чистота тела, чистота души,
  7.  удовлетворённость (позитивное мышление и оптимизм),
  8.  самодисциплина (стойкость, самоограничение и самовоспитание),
  9.  самообразование и изучение своего внутреннего мира,
  10.  преданность высшим идеалам.

Фактически, это свод этических норм, без которых путь к совершенству невозможен.

Вы не пластичны и не обладаете достаточной гибкостью? Но йога не про это. Вернее, не только про это. Третья ступень классической йоги включает в себя занятия физическими упражнениями, развивающими силу и выносливость, укрепляющими физическое и психическое здоровье.

К сожалению, многие сейчас воспринимают йогу, как гимнастику. Однако, как мы видим, это лишь одна из ступеней, ведущих человека вверх по пути самосовершенствования.

Само по себе физическое здоровье, или увеличение физического потенциала, уже может являться целью саморазвития для индивида. Но какой бы другой путь не избрал человек, без физического здоровья и выносливости это делается практически невозможным.

Когда человек болен или имеет слабое здоровье, ему не до саморазвития. Регулярные занятия йогой помогут задействовать внутренние резервы организма и сделать тело здоровым.

Кроме того, йога включает в себя различные техники дыхания, самомассажи и, конечно, медитацию.

Медитация способствует устранению накопившейся усталости и напряжения, снимает стресс, учит управлять своими эмоциями, позволяет трезво и осознанно смотреть на свои проблемы и находить их решения.

Практика медитации помогает избавиться от вредных привычек и страстей. С помощью медитации человек может справиться с завистью, тоской и депрессией, и она станет хорошим спутником для человека, вставшего на путь саморазвития.

https://www.youtube.com/watch?v=c3MIxF52fZA

Йога есть не что иное, как целостная и гармоничная система саморазвития человека. Познакомившись с йогой и выбрав для себя путь самосовершенствования, отработанный веками, человек обретает внутреннюю гармонию, нехватка которой изначально и побуждает его встать на путь саморазвития.

Автор статьи — Мария Несмеянова

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/chto-daet-samorazvitie/

Психология саморазвития: методы, этапы и советы

Психология саморазвития — непрерывный процесс, связанный со становлением личности и характера, с выработкой привычек и социальных реакций. Без него невозможно представить человека «нового мира», который вошел в эру информации.

Саморазвиваться, — значит не стоять на месте, идти в различных направлениях, достигать поставленных целей, ставить перед собой новые задачи. В этой статье вы узнаете о том, что такое саморазвитие с точки зрения психологии и какие факторы влияют на становление личности человека и его всестороннее развитие.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION – лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Психология саморазвития — это сложная тема, в которой нельзя разобраться всего за несколько часов или дней. Подчас, уходят годы на осознание того опыта, который был у других людей, на понимание и принятие личности внутри себя.

Чтобы правильно расценивать ситуации и стать на путь развития, необходимо разобраться в основных психических процессах, которые помогают человеку воспринимать мир вокруг себя.

Основные психические процессы:

  • память;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • внимание;
  • воображение;
  • речь.

Эти процессы характеризуются отображением человека, который находится во взаимодействии с окружающим миром. Развитие зависит от его уровня. По ним можно судить насколько сильно или слабо развит человек.

Основным таким процессом выступает память, она имеет свойство запоминать важную информацию, которая в дальнейшем может понадобиться индивиду.

Есть люди, у которых хорошо развита память, и они не нуждаются в лекарственных средствах. Существует разное количество методик, которые позволяют улучшить качества памяти.

Развитие в себе личности – это важная составляющая жизненного успеха в семье и карьере. А получение дополнительных навыков, способствующих достижению целей помогает повысить свой уровень.

Другая ситуация возникает тогда, когда человек полностью флегматичен ко всему окружающему и у него нет никакого личностного роста. Он становится скучным не только для окружающих, но и для самого себя. Никого не устраивает застой, даже людей, которые глубоко уверенны в том, что развитие не сможет дать им ничего нового, а тем более, подвергать себя риску этой «новизны» никто не будет.

Психология саморазвития

Каждому человеку присущ характер, он может быть сильным или слабым. Психология саморазвития заключается в развитии и даже характерной эволюции, которая, впоследствии, приведет человека к намеченной цели или сокровенной мечте.

Главным врагом развития личности может послужить плохое здоровье, как физическое, так и моральное. Не даром говорят, что в здоровом теле здоровый дух, ведь наши проблемы, срывы и мелкие неурядицы сказываются на состоянии внутренних органов.

Без здоровья нет саморазвития. Апатия тормозит развитие личности, во время болезни происходит отказ от общения с окружающим миром. Такие проблемы надо устранять, они приведут вас к нулевой точке вашего отрезка, или уведут далеко за границу познания себя. Чтобы этого не произошло, необходимо определить понятие саморазвития с точки зрения психологии и осознать его.

Саморазвитие – процесс, он является постоянным, любое его торможение может привести к необратимым последствиям, среди которых: потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.

Человек, который недоволен своей жизнью старается компенсировать свои недостатки постоянным подтруниванием над остальными. В большом коллективе можно наблюдать становление таких личностей как сплетников, недотеп и вечно страдающих. Неприятное зрелище, не правда ли?

Поэтому, чтобы полностью раскрыть тему внутреннего счастья личности в контексте психологии саморазвития и предупредить возможные неприятные последствия, стоит выделить 4 основных момента.

1. Мотивация

Без неё человек не сможет добиваться поставленных целей, а просто будет сидеть и ждать. Если же есть мотивация в карьерном плане, в отношениях, она приведёт к положительным результатам.

2. Результат

На этот момент стоит обратить особое внимание. Без него не появятся новые цели, без него человек будет ограниченным своими собственными убеждениями или чужим мнением, которое в конечном итоге выливается во всеобщее заблуждение.

3. План саморазвития

Правильно составленный план станет пошаговой инструкцией на пути к счастью. Идти к своим целям не обращая внимания на препятствия в жизни — вот что позволит сделать правильная систематизация желаний и стремлений вместе с мотивацией.

4. Идейность и восприятие

Правильное восприятие информации, постоянный поток идей и борьба за введение всяческих ноу-хау, которые облегчат работу по дому или канцелярскую «тягомотину». Постоянный анализ полученных знаний, а также умение абстрагироваться от ментального мусора, который ежеминутно засоряет наше сознание.

Основные этапы самосовершенствования личности

Специалисты выделяют шесть стадий или этапов саморазвития. На первой стадии выделяется цель, для саморазвития. Для её достижения нужно составить четкий план действий. На второй стадии необходимо поставить строгие временные сроки, также составляются второстепенные цели. А остальные стадии направлены на самопознание, работу над собой, контроле личности и т.д.

Самое простое, но очень важное условие, иметь при себе записную книжку, планшет, либо обычный карманный блокнот, для того чтобы фиксировать неожиданно посетившую информацию. Необходимо определить для себя самую важную тему, и настроится на добычу полезной информации именно на эту тему.

Записывать нужно все что приходит в голову, связанное с этой темой. Просмотр своих задокументированных мыслей даст определенное представление и направление по совершенствованию своей жизни. Как только человек понял, что она использовалась до конца, нужно переходить по плану к другой теме.

Необходимо действовать «прямо сейчас», не откладывая на потом, следует вырабатывать эту привычку. Для того чтобы достигнуть цели, нужно действовать понемногу каждый день. Проще всего это объяснить на примере спорта. ведь чтобы иметь подтянутое тело, нужно выполнять определенные упражнения ежедневно.

Советы специалистов: путь к саморазвитию

Когда вы приходите на психологический тренинг, вам обязательно дают свод правил или рекомендаций, которым вы должны следовать, вырабатывая правильные и полезные привычки.

Все советы по саморазвитию можно систематизировать и сгруппировать, чтобы вы могли представить у себя в голове четкую картину по формированию своего собственного плана индивидуального развития.

Психология саморазвития на практике имеет ступенчатый вид, где вы медленно поднимаетесь, начиная от физических потребностей, заканчивая духовными настравлениями.

Меньше времени на сон

Специалисты проверили множество исследований, и доказали, что для здорового отдыха нужно всего 6 часов сна. Главное в отдыхе, это качество сна, а не количество часов, которые на него выделены.

Самое главное, что нужно сделать, это создать режим дня.

Ложится необходимо до 9 часов вечера, с девяти до часу ночи длится самый полезный, здоровый сон, это особенная фаза, когда мозг отдыхает по максимуму.

Любимое утро

Нужно выработать привычку, ежедневно, утром, выделять для себя около часа времени. В это время не входит, чистка зубов и готовка завтрака. Этот час должен быть после пробуждения, надо полежать, подумать о планах на предстоящий день, дать установку себе на успешный, продуктивный день. Можно включить спокойную музыку, главное в этом деле — не уснуть!

Как только человек научится меньше спать, у него появится больше свободного времени. Постепенно, он перестает спешить, начинает жить спокойно, и наслаждаться моментами жизни. Это и считается первым, главным шагом к самосовершенствованию.

Расставляем приоритеты

У каждого человека, есть дела важные, которые не терпят отложений, и те дела, которые можно отставить на второй план. Часто встречаются случаи, где человек меняет местами эти понятия, и не уделяет достаточного времени действительно важным ситуациям. В итоге, результат выходит совсем не такой, какой ожидался.

Позитивные мысли

Позитивные мысли всегда играют большую роль, особенно на пути к успеху. К примеру, можно представить встречу после долгой разлуки, как человек ее ждет, даже мысль об этом делает человека счастливым. Он, незаметно для себя, начинает действовать быстро, с успехом, с позитивным зарядом.

Читайте также:  Вред социальных сетей: влияние на психику

Поэтому необходимо учится мыслить позитивно независимо от ситуации.

У психологов существует «Метод резинки», на руку одевается самая простая канцелярская резинка, и как только человека посещают плохие мысли, нужно натягивать резинку и отпускать.

Это способствует тому, что человек не будет фокусировать мысли на негативе. Через определенное время мозг просто привыкает мыслить только в позитивном ключе.

Улыбка

Нужно всегда мило улыбаться, это дает собеседнику понять, что его оппонент позитивно настроен на разговор. Улыбка может спасти человека в самой непредвиденной ситуации, а также, будет способствовать общему улучшению настроения не только индивидуального, но и коллективного. К тому же, улыбчивые люди живут намного дольше.

Проектирование

В конце недели, в вечер субботы или воскресенья, нужно уделять внимание прошедшей неделе, анализировать, что сделали правильно, а над чем еще стоит потрудиться. Нужно уметь хвалить себя, за успешное развитие дел на прошедшей недели. В этот же вечер составить примерный план действия на следующие 7 дней.

Вывод

Психология саморазвития лежит в основе любого человеческого свершения, будь то гениальное открытие или введение нового стиля в живописи или музыке, значения не имеет, главное — возможность реализовать себя как личность, которая смогла оставить след, а не забыться в архивах под порядковым номером.

Так же вам может быть интересно:

Источник: https://zazama.ru/samorazvitie/551.html

Основы саморазвития личности

Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке бакалавров включена в вариативную часть профессионального цикла Учебного плана согласно ФГОС ВПО по направлению 050400.62 – Психолого-педагогическое образование, модуль «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности».

Цель–сформировать у студентов знания о процессе самопознания и саморазвития личности на основе современных методологических подходов, а также готовность и способность студентов саморазвиваться как личность и профессионал.

Задачи:овладение знаниями об особенностях, закономерностях и механизмах процесса самопознания и саморазвития личности; о психологических механизмах и способах самопознания и саморазвития личности; овладение умениями осуществлять самопознание и саморазвитие личности «Основы саморазвития личности» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Она обеспечит студенту знакомство с основами самопознания и саморазвития личности и понимание взаимосвязи личностного и профессионального развития. При изучении данной дисциплины привлекается необходимый минимум знаний в области психологии.

Изучение дисциплины «Основы саморазвития личности» осуществляется в паре с дисциплиной «Введение в психолого-педагогическую деятельность» и параллельно с «Общей психологией», «Экспериментальной психологией». А также предваряет изучение таких дисциплин как «Психология развития», «Социальная психология».

В результате изучения дисциплины студенты должны: а) знать: особенности процесса самопознания и саморазвития человека; способы и приемы процесса самопознания и саморазвития; б) уметь:анализировать различные подходы к определению способов и приемов самопознания и саморазвития личности; планировать процесс самопознания и саморазвития личности вообще, и своей личности, в частности; в) демонстрировать способность и готовность.

Образовательные технологии

Понятие об образовательных технологиях. Особенности и функции образовательных технологий в педагогическом процессе. Структура образовательных технологий. Виды и классификация образовательных технологий.

Предметно-ориентированные технологии обучения (технология полного усвоения, технология уровневой дифференциации, технология концентрированного обучения, технология модульного обучения, технология проблемного обучения, технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко).

Личностно-ориентированные технологии обучения (технология обучения в школе С. Френе, технология педагогических мастерских, технология учебного проектирования, технология обучения «Мозговой штурм», технология коллективной мыследеятельности, технология развивающего обучения, технология обучения как учебного исследования).

Дистанционные образовательные технологии. Образовательные технологии в системе дошкольного, дополнительного образования и начальной школе. Образовательные технологии в школе и вузе.

Моделирование образовательных дисциплин.

Целями изучения дисциплины являются: освоение методических и практических действий по применению изученных закономерностей педагогической психологии в разработке и анализе образовательных дисциплин для школы, вуза и различных учреждений повышения квалификации и психологической компетентности человека; овладение методикой преподавания психологии как основой реализации педагогом-психологом функции психологического просвещения. В соответствие с целями в содержании дисциплины выделяются два раздела. Первый – психологические вопросы моделирования образовательных дисциплин; второй – методика преподавания психологии. Лекционные и семинарские занятия по данной дисциплине позволят студенту освоить психологические закономерности создания новых и анализа имеющихся моделей дисциплин, предназначенных для обучения и воспитания других людей, а также, сформируют представление о формах и способах реализации моделей различных образовательных дисциплин и, особенно, психологии. На лабораторных занятиях студенты работают над конкретными моделями образовательных дисциплин – предложенными для анализа и разрабатываемыми самими студентами. Конечным результатом изучения данной дисциплины является разработка и защита студентом психологической образовательной дисциплины и формы ее реализации по собственному выбору.

Источник: https://cyberpedia.su/14x9d8f.html

Я-концепция – основа саморазвития и самореализации личности (стр. 1 из 3)

Нижегородский государственный педагогический университет

ТЭФ

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Общие основы педагогики

на тему: «' Я-концепция' – основа саморазвития

и самореализации личности»

Выполнил: Денисова А.А.

Группа 3ИЗО

Проверил: Асанова Л.И.

Нижний Новгород

2010 год

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества со­циальных свойств и качеств, которые характеризуют его как обще­ственное существо.

Например, с полуторамесячного возраста ребе­нок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает на­выки и привычки обращения с вещами и предметами, а также пове­дения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудо­вые обязанности.

В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваи­вает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д.

При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабаты­ваются у детей одной и той же национальности, но живущих в раз­личных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что названные социальные свойства и качества не явля­ются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

Таким образом, будучи биологическим существом, человек, в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характери­зуют его общественную сущность.

Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо ис­торической деятельности и познания.

Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и соци­альные (общественные) свойства и качества.

Понятие же личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым, как показано выше, относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общест­венным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит.

Вот почему в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее аб­страктная физическая природа как таковая, а ее социальное качест­во. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием че­ловека, а с его общественными качествами.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность че­ловека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, ко­торые он вырабатывает у себя прижизненно.

Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других – слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей со­знательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших харак­теристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Существенной характеристикой личностности человека является также ее общественная активность и принципиальность, проч­ность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически боль­ной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогрес­са, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творчес­кий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и лич­ность дополняется понятием индивидуальность.

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одно­го человека от другого, одной личности от другой.

Индивидуаль­ность, как правило, выделяется особыми чертами характера и тем­перамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремлен­ный человек), своеобразием творческой деятельности и способнос­тей.

Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторским подходом к делу.

В такой же мере индивидуальность учителя может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой мане­ре подхода к детям, творческом устремлении, характеризующем учебно-воспитательную работу, и т.д. Иначе говоря, понятие индиви­дуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красо­ту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятель­ности и поведения.

Для полноты характеристики человека как общественного суще­ства не мало важно понятие индивид. Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Такова сущность понятия личность и связанных с ним родствен­ных научных категорий. Но поскольку личност­ные качества развиваются и формируются прижизненно, для педа­гогики важно раскрыть понятия развитие и фор­мирование.

Развитие, прежде всего, означает процесс количественных измене­ний в свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физичес­ки, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых на­выков и привычек (когда речь идет о развитии личности и человека).

Однако главными в развитии человека являются изменения ка­чественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способ­ностей человека, развитие логического мышления и памяти.

Раз­розненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определенную систему и способствуют формированию мировоз­зрения. Реактивные формы поведения все более и более уступают место активно-преобразующей деятельности. Повышается спо­собность к самостоятельности и управлению собственным поведением.

Все эти – количественные и качественные – изменения и характеризуют процесс развития человека.

Развити­е – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменении, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и пси­хики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обо­гащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование – результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит «придавать форму чему-ни­будь… устойчивость, законченность, определенный тип»[1] .

Детализируя психологическое содержание понятий развитие и формирование личности применительно к детскому возрасту, Л.И. Божович писала: «Это, во-первых, развитие познавательной сферы… школьника…

Во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредст­венно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нрав­ственными требованиями и чувствами.

В-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, состав­ляющих основу формирования его характера, И, наконец, развитие общественной направленности… школьника, т.е. обращенности к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют»[2] .

Однако для педагогики, как и для других наук о человеке, карди­нальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития. Одним из факторов является понятие Я-концепциия личности.

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, раз­витие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внеш­него порядка.

Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.

Фундаментальное влияние на форми­рование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья – это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья яв­ляется единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ре­бенка, но и в дальнейшем.

С возрастом все более весомым в развитии Я-концеп­ции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности про­должает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

Читайте также:  Как загадать желание в день рождения

Источник: http://MirZnanii.com/a/180510/ya-kontseptsiya-osnova-samorazvitiya-i-samorealizatsii-lichnosti

Корниенко А.Ф. Психологические механизмы саморазвития человека

Библиографическая ссылка на статью:
Корниенко А.Ф. Психологические механизмы саморазвития человека // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13106 (дата обращения: 23.09.2018).

Ранее в работе [1] мы писали о сущности процессов обучения и воспитания и их значении в развитии человека. Было показано, что развитие человека представляет собой развитие его как индивида, субъекта и личности, и были выделены линии, соответственно, физического, психического и социального развития.

Обучение было определено как процесс передачи обучаемым знаний, умений и навыков выполнения различных видов предметных и умственных действий, а воспитание – как особый вид обучения, в котором человеку дают знания, умения и навыки в области социальных отношений, способствующих его развитию как личности.

Ответственность за организацию условий для развития человека, его обучения и воспитания и за усвоение необходимой с точки зрения общества совокупности ЗУНов в предметных, умственных и социальных сферах деятельности возлагается на тех, кто обучает, кто выполняет в обществе функции педагога, учителя, воспитателя.

Представления о социальной обусловленности психического развития и развития личности человека нашли свое отражение в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Вместе с тем, Л.С.

Выготский признавал, что “оказывать непо­средственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому, т. е. изменять свои прирожденные реакции через собственный опыт” [2, с. 51].

Однако специально процессы самовоспитания, самообучения и саморазвития им не рассматривались. Основное внимание уделялось процессам воспитания и развития учащихся посредством организации и регулирования учителем социальной среды, в которой осуществляется их жизнедеятельность.

“Стоит измениться социальной среде, – писал Л.С. Выготский, –  как сейчас же меняется и поведение человека. Социальная среда есть истинный рычаг воспита­тельного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом” [2, с. 52].

Проблемы самовоспитания и саморазвития человека стали предметом специального рассмотрения в гуманистической психологии, где человек рассматривается как уникальная личность, способная  самостоятельно строить свою жизнь, постигать смысл своей жизни, определять свой жизненный путь и решать свои жизненные проблемы.

Согласно одному из принципов гуманистической психологии “человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта” [3, с. 483]. В этом идеи гуманистической психологии в какой-то степени перекликается с утверждением Л.С. Выготского о развитии человека исключительно через его собственный опыт.

Однако если в культурно-исторической теории Л.С.

 Выготского в качестве активного начала, инициатора развития человека выступает учитель, который организует необходимую для его развития социальную среду, то в гуманистической психологии в теории самоактулизирующейся личности инициатива и соответствующая активность в развитии приписывается самому человеку.

Как отмечается в работе Л. Хьелл и Д. Зиглер, “самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития” [3, с. 516].

В современной отечественной психологии исследование проблемы саморазвития человека связано с введением понятия “субъектность”, которое принципиально отличается от понятий “субъект” и “субъективность” [4].

Субъектность как основа саморазвития человека

Специфика понятия “субъектность” состоит в том, что оно характеризует одно из свойств личности человека, в котором отражается способность человека проявлять активность и самостоятельность в организации и выполнении какой-либо деятельности, в том числе и своей жизни (жизнедеятельности). Будучи инициатором, организатором и активным исполнителем деятельности, человек выступает как субъект данной деятельности. Способность же быть субъектом деятельности и есть то свойство человека, которое обозначается понятием “субъектность”.

По определению А.К.

 Осницкого, субъектность – это такая характеристика человека, которая, “позволяет представить человека в психологическом исследовании не как бесстрастного деятеля-исполнителя …, а как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя” [5, с. 7]. Можно сказать, что чем более выражены активность и самостоятельность самого человека в выборе и осуществлении деятельности, по сравнению с силами обстоятельств, тем более выражено у него свойство субъектности.

Что же представляют собой “силы обстоятельств”, которым человек должен противостоять, чтобы стать субъектом деятельности и приобрести свойство субъектности?

Если исходить из представлений Л.С.

Выготского о том, что роль учителя в развитии ученика состоит в организации необходимой для его развития социальной среды, то под “силами обстоятельств” можно понимать особенности среды, побуждающие и в какой-то степени вынуждающие человека поступать “как надо”, а не “как хочу”. И это “как надо” определяется обществом в лице учителя как его официального представителя.

Развитие человека в силу его социальной обусловленности, в конечном счете, представляет собой процесс усвоения им социально приемлемых форм поведения и становления личностью, структура которой соответствует нормативной, т.е. такой, какой надо обществу.

Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе развития человека, регламентируются обществом, осуществляются в рамках существующей в обществе культуры и направлены на воспроизводство и сохранение основных положений и принципов этой культуры.

Отсюда следует, что становление человека субъектом деятельности и обретение им субъектности предполагает появление у него возможности не просто противостоять силам обстоятельств, а противостоять воле и желаниям других, благодаря действиям которых эти обстоятельства создаются.

Впрочем, чтобы проявить свою субъектность, человеку можно и не противостоять силам обстоятельств и не стремиться поступать вопреки воле и желаниям других.

Особенности обстоятельств и желания других могут не противоречить и не препятствовать достижению его личных целей и проявлению его “самости”.

Главное, чтобы эти цели у него были, и было осознание значимости и возможности использования сложившихся обстоятельств и желаний других в достижении своих собственных целей.

Таким образом, для развития субъектности и создания предпосылок для саморазвития человеку необходимо обладать сознанием, способностью к осознаванию и целеполаганию. Полагая, что процесс саморазвития человека осуществляется в рамках его жизнедеятельности,  В.Г.

Маралов отмечает, “человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других” [6, с. 66].

Учитывая значимость сознания, осознавания и осознания в развитии субъектности и саморазвитии человека, имеет смысл рассмотреть их сущность более подробно.

Сущность понятий сознание, осознавание и осознание

Как это ни парадоксально, но использование понятий “сознание”, “осознавание” и “осознание” не отличается определенностью и четкостью в дифференциации не только в педагогике, психологии развития и саморазвития, но и в общей психологии, для которой эти понятия являются базовыми.

“О чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о сознании, – пишет В.М. Аллахвердов, – на самом деле никому не известно” [7, с. 52]. Очень часто сознание используется просто как синоним психики. По мнению Г.В.

 Акопова, “явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии” [8, с. 22].

Неопределенность в понимании сущности сознания обусловливает неопределенность в понимании психологических механизмов не только формирования у человека свойства субъектности, связанного с процессами осознавания себя, своих желаний и условий своей жизнедеятельности,  но и всех процессов, связанных с понятием “самости” – саморазвития, самопознания, самообучения, самовоспитания, самосовершенствования и т.д.

Вариант решения проблемы сознания и научных дефиниций связанных с ним понятий неоднократно излагался в наших публикациях [9; 10; 11]. Суть того, что нами предлагается, предельно проста и состоит в следующем.

Как известно, психика проявляется не иначе, как в форме психического процесса, и развитие психики есть развитие психических процессов [12].

Каждый последующий уровень развития психики характеризуется более сложным психическим процессом, причем относящимся к категории познавательных.

Ощущение, восприятие, мышление – это все познавательные психические процессы, которые характеризуют, соответственно, элементарный сенсорный, перцептивный и интеллектуальный уровни в развитии психики.

В соответствие с указанной закономерностью, сознание, признаваемое высшим уровнем развития психики, также следует рассматривать как психический процесс, относящийся к категории познавательных процессов.

В отличие от процессов, которые обеспечивают субъекту как носителю психики, отражение особенностей объектов и явлений окружающей среды, специфика сознания как познавательного психического процесса состоит в том, что оно обеспечивает получение человеком знаний о самом себе.

В результате сознания в психике человека возникает особый образ – образ самого себя или образ “Я”.

С появлением в психике образа “Я” особый характер приобретают процессы мышления.

Как показано в работе [13], процессы мышление обеспечивают не только отражение взаимосвязей между объектами и явлениями действительности, но и образование связей между образами, возникающими в психике, в том числе и связей образа “Я” с другими образами.

В силу специфичности образа “Я” процесс мышления, в результате которого этот образ связывается с другими образами, можно также рассматривать как специфичный. Именно этот специфичный вид мышления и обозначается нами как процесс осознавания.

Осознавание, таким образом, выступает не как результат сознания, как это принято считать, а как особая разновидность процесса мышления, при котором одним из связываемых образов является образ “Я”.

Если результатом сознания является возникновение в психике человека образа “Я”, то результатом осознавания, как особого вида мышления, является появление связи этого образа с любым другим психическим образом. Для обозначения результата осознавания нами предлагается использовать термин “осознание”.

Осознание “чего-то” возникает в том случае, когда в психике человека благодаря процессу мышления (осознавания) образ этого “чего-то” оказывается связанным с образом его “Я”.

Совокупность образов, связанных с образом “Я”, образует в психике область “осознаваемого” или область “сознательного”. Образы, не связанные с образом “Я”, образуют область “неосознаваемого” или область “бессознательного”.

В графической форме сущность сознания и других производных от него понятий можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1).

 Рисунок 1 – Сущность сознания и производных от него понятий “осознавание”, “осознание”, “сознательное” и “бессознательное”

 В соответствии с введенными нами определениями сознания, осознавания и осознания можно сказать, что для развития субъектности и способности к саморазвитию наличие одного сознания, обеспечивающего появление у человека образа самого себя и способности отличать себя от других, недостаточно.

Необходимо, чтобы у него были достаточно хорошо развиты процессы мышления, обеспечивающие механизм осознавания, и, что не менее важно, он должен обладать определенным жизненным опытом, чтобы было что осознавать. Возникновение у ребенка сознания и появление в его психике образа “Я” обычно относят к периоду раннего детства.

Но можно ли этот возрастной период соотносить с процессами саморазвития?

Вопрос о том, когда, в каком возрасте человек становится субъектом собственного развития, автором собственной биографии, рассматривается в работе Г.А. Цукерман [14].

По утверждению автора, “социальные границы возраста, переходного от детской невинности и безответственности к полноте взрослой ответственности за свое поведение и окружение хорошо фиксирован обрядами инициации, которые в разных традициях приходятся на разные сроки, но все укладываются в интервал от 7 до 16 лет” [14, с. 20].

Указанные возрастные границы очерчивают, как известно, границы подросткового периода в развитии ребенка.

Следовательно, прежде чем человек становится способным к саморазвитию, он уже достигает некоторого актуального уровня и физического, и умственного, и социального развития при активном содействии родителей, учителей и воспитателей. Особенности этого развития он, соответственно, и может осознавать.

Но чтобы заняться саморазвитием, осознавания особенностей своего развития также недостаточно. Человек может осознавать, что кто-то занимается его обучением, воспитанием и развитием и что в результате у него появляются новые знания, умения и навыки. Но при этом он может так и не стать субъектом своего развития и не то что автором, но даже и соавтором своей биографии.

Для саморазвития необходимо наличие у человека способности не только к осознаванию особенностей своего развития, что равносильно самопознанию, но и к самооценке этих особенностей. Он должен уметь самостоятельно оценивать, насколько хорошо он развит, что ему нравится, а что не нравится в своем развитии, что он хочет в себе развивать, а что не хочет.

Что же такое «самооценка», и какое место она занимает в механизмах саморазвития человека?

Сущность и механизмы развития самооценки

В зарубежной психологии самооценку принято рассматривать в рамках, так называемой “Я-концепции”, как ее оценочный (аффективный) компонент, наряду с когнитивным и поведенческим компонентами [15].

Однако конструкция “Я-концепции”, по мнению Л.В.

 Бороздиной, “порождает ощущение алогичности, невыдержанности строения, терминологической путанности и … рассогласованности наименования теоретической модели и ее содержания” [16, с. 59].

Источник: http://human.snauka.ru/2015/12/13106

Основы саморазвития

Сегодня мы продолжим говорить об основах саморазвития и успешного мышления, точнее не совсем об основах, а скорее об основном. О том, что следует знать, если вы хотите не только якобы стать на путь саморазвития, а еще и продвигаться по нему с хорошей скоростью и одновременно с этим жить яркой, здоровой и успешной жизнью.

Читайте также:  Виды вегетарианства - разложим всё по полочкам!

Дело в том, что в основном на различных тренингах по успеху, саморазвитию, лидерству или личностному росту, часто действительно дают много полезных и вроде бы правильных знаний.

Успешное мышление

Но часто, сами эти знания для любого человека высокого уровня и добившегося многого в разных направлениях жизни, играют не такую большую роль по сравнению с его жизненными установками и основами его успешного мышления.

Ведь знания и информация это всего лишь вершина огромного айсберга саморазвития личности, но основная часть внутренней силы человека прячется именно в его фундаментальных жизненных установках, понимании, правильном мышлении и ценностях.

Ведь многие стремиться к большому успеху а добиваются в реальности его лишь единицы, хотя книгу с полезной информацией открыть и выучить может каждый, и это будет конечно полезно, но этого, увы этого недостаточно.

И как мы уже говорили в прошлой части, именно нестандартное мышление и делает человека успешным, реализовавшимся, богатым и счастливым. Успешное мышление является основой саморазвития, и более того, оно дает понимание, куда можно расти и развиваться дальше.

Секрет успешного мышления

Ведь основной секрет успешного мышления как раз в непрерывном саморазвитии, и в том, что бы никогда не сходить с этого пути. Но естественно чтобы не сходить с пути, надо сначала еще найти этот путь.

И еще раз повторю утверждение прошлой статьи о том, что секрет богатства, счастья и успеха заключается как раз в противоположном мышлении, от установок и понимания обычных людей.

Поэтому свое саморазвитие надо начать именно с осознания того факта, что информацией, деньгами, любовью и добротой однозначно надо делиться, а не стараться их экономить. Если вы конечно решили стать хорошим бизнесменом, умным, счастливым, или даже просто духовно и душевно развитым человеком.

Секрет саморазвития

Если мы не будем отдавать больше денег в развитие, наш бизнес не будет расти, если мы не будем учиться и искать все новые книги, мы не станем умнее, если мы не будем отдавать больше сил на тренировке, то наши мышцы останутся такими же.

И даже любви, дружбы, заинтересованности и взаимности надо отдать сначала немало другому человеку, чтобы получить взамен еще больше. Ведь как верно подмечено мудрыми людьми «что посеешь, то и пожнешь».

Поэтому основы своего саморазвития надо начинать именно с понимания подобных фундаментальных принципов и законов вселенной, которых еще не мало, кроме этого, возможно мы даже начиная с этого дня, заведем новую категорию на нашем портале саморазвития о законах вселенной, так как это принципиально важная тема.

Но и это не так важно, самое важное что вам надо понять сегодня, особенно если вы только находитесь вначале пути это то, что у вас по сути есть всего 2 выбора.

Основы самопознания и саморазвития

Начать самопознание и саморазвитие с самых основ, постепенно менять свое мышление и жизненные установки на эффективные и правильные, и стать счастливым и успешным, или если вы не хотите начать мыслить по-другому, то лучше вообще не начинать вставать на путь саморазвития.

И это не шутка действительно, лучше вообще не начинать вести осознанную жизнь, если вы не готовы взять на себя ответственность, и довести задуманное с самого начала до конца. Ведь настоящее глобальное развитие размером с небоскреб просто не может строиться на фундаменте карточного домика, и базироваться на неправильных идеалах.

Так как рано или поздно этот домик либо не сможет расти дальше, ведь вы не будете понимать, что делаете не так, либо что еще хуже совсем упадет, так как он стоял на неправильных основах вашего саморазвития и самопознания.

Опасности саморазвития

А поверьте с высокого уровня в саморазвитии, бизнесе, любви и других областях падать куда больнее, это простой закон физики и логики. Ведь потерять миллион из-за ошибки куда больнее чем не получить зарплату в 100 долларов, а потерять любимого и любящего тебя человека в тысячу раз больнее, чем нелюбимого

Да и не забывайте осознанных людей спроситься в итоге куда больше, чем с обычных. Ведь если ты глупый тебя даже наказывать за глупые поступки не хочется, а вот умные расплачиваются куда более тяжело. Да и совесть их потом может замучить, если они осознанно делают что-то не так как надо на самом деле, перестают развиваться или проявляют малодушие.

В чем сложность саморазвития личности?

А с обычных людей действительно спрашивают не так и много, поэтому и неприятности у них не очень большие, от того что они не развиваются. А чего с них спрашивать, и что они могут отдать другим, чтобы начать развиваться быстро?

Информацию они никакую передать никому не могут, потому как у них ее просто нет. Деньгами они тоже поделиться не могут, потому как у них и самих на хлеб еле хватает. Счастьем и любовью они тоже не поделятся, так как сами неспособны толком испытывать эти чувства правильно, а не то, что излучать их в окружающий мир.

Ведь мелкая душа может только брать, да и то немного, а отдавать может только тот, у кого уже более чем достаточно. И даже если у бедного человека что-либо есть, он все равно предпочитает это копить или спрятать пока оно не испортится и не сгниет, потеряв всякую ценность.

А научиться отдавать это одно из любимых занятий Бога, и именно то, что прокачивает глубину вашей души. Ведь вы же помните что Бог создал людей по своему подобию, так он надеется что люди начнут поступать также. Но реально многим людям часто более жалко что-то выбросить в мусор, чем отдать эту вещь своему нуждающемуся соседу или другу.

Поэтому такие люди не в состоянии начать развиваться, они становятся обычными среднестатистическими рабочими, продавцами, менеджерами и другими винтиками большой системы. Они не генерируют никаких идей, не занимаются творчеством, и также ничего не реализовывают, не создают бизнесов.

С них спроса нет, и надеюсь, что они не читают данные статьи, иначе им наверняка должно было бы быть немного обидно, если они поймут каких чудесных возможностей развития в этой жизни, они на самом деле лишаются.

Зачем вы пришли сюда?

Но более чем уверен, что на подобный портал саморазвития, такие люди, которым уже можно ставить на себе крест не заглядывают. А приходят только те, кто ищет подобную информацию для саморазвития и готов начать идти пусть по более сложному пути чем все остальные, но и по более счастливому.

Сюда вообще очень редко заходят без веской причины, тут посмеяться не с кого, ну разве что вы любите смеяться с самого себя. Но тогда тем более еще ничего не потеряно, все еще только начинается, или у вас есть другое мнение на этот счет?

Советы по саморазвитию

В общем даже если вы только начинаете развиваться, начинайте уже с самого начала закладывать правильный фундамент и основы своего саморазвития.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаВыберетесь из футляра пассивного потребителя информации, начните расти над собой и над своими животными желаниями. И если хотите что-то получить, сразу думайте о том, что если вы ничего не отдадите, то ничего и не получите взамен, будь то бизнес, саморазвитие или даже любовь.

Есть много незаметных на первый взгляд закономерностей, например если вы не уважаете чужой труд, то другие начинают не уважать и ваш. Если вы больше отдаете и благодарите, то больше вернется и вам.

Более того, это даже работает наоборот. Если вы отдаете свои ценные вещи и знания постоянно бесплатно, то люди не могут воспринять их в полной мере, да и вы рано или поздно разоритесь, занимаясь такой деятельностью. А те люди, которые уже получили от вас пользу, не смогут дальше продолжать этого делать.

А тем более, вы участвуете в каком-то тренинге духовного развития, то вы должны получить какую-то часть энергии и знаний автора. А соответственно по закону сохранения энергии и отдать что-то взамен, иначе вы не получите столько, сколько нужно, или вообще ничего не получите.

Отдай, и получишь еще больше

Но если вы не отдадите деньги, особенно когда вы только изучаете основы саморазвития это еще полбеды. Ведь после того как вы накопите достаточное количество знаний которые скопили за жизнь и не хотите их распространять дальше, то будет еще хуже, так как это уже второй уровень закона» отдавай и получишь еще больше».

Как вы думаете, почему всегда уже известные и богатые люди пишут свои книги, или какие-нибудь мемуары для обучения других? Естественно корыстный мотив заработать немного лишних денег и славы тут тоже играет не последнюю роль, но это поверьте далеко не главное.

Дело в том, что по тем же правилам набора большого количество будь то знаний, денег, энергии, вам рано или поздно надо будет с кем-то делиться, даже просто для тог, чтобы самому продолжать развиваться и дальше.

Сами подумайте если бы не было такого принципа во вселенной, то зачем бы богатые и умные люди тратили свое время на написание бесполезных для них книг и обучение других людей.

Нужно ли отдавать полученные знания?

Если бы делиться своими знаниями не было бы обязанностью мудрых, то цивилизация не развивалась бы уже многие десятки тысяч лет.

А наоборот часто бы деградировала, когда умные люди уносили бы все полученные знания в могилу и не передавали бы их потомкам.

А это то, чего природа вселенная, Бог, или как вы там все это называете, не может допустить.

Поэтому в природе есть такой обязательный для жизни и просто разумный защитный механизм развития и обязательной передачи энергии и знаний.

В результате чего, люди с богатым опытом независимо от страны, континента или цвета кожи старательно и не уставая передают свой опыт и учат других известным им основам саморазвития.

Кто-то пишет книги, кто-то устно обучает учеников, кто-то тренирует спортсменов, кто-то просто вкладывает миллиарды в благотворительные фонды, но все они рано или поздно понимают, что надо срочно начать отдавать скопленную информацию и ресурсы, об этой метафизике бизнес мышления я уже тоже писал.

Саморазвитие это большая ответственность

А если этого не происходит, то поверьте, те виды горя и несчастья что обычно случаются у обычных людей, это несущественные мелочи жизни. По сравнению с тем, что случиться с мудрыми, если они не захотят участвовать в круге передачи информации. Учтите что саморазвитие это большая ответственность.

Поэтому лучше определитесь сразу нужно вам вообще развиваться или не нужно, хотите ли вы жить по таким правилам или нет, и никогда не покупайте и не накапливайте то, что не будете использовать, а просто пройдите мимо. А за очень нужное наоборот платите больше, отдавайте этому нужное время и усилия, и получайте его любой ценой.

И как говорят умные бизнесмены: «переставайте экономить на хороших людях, идеях, вещах, здоровье и возможностях, лучше начинайте на них больше зарабатывать»

Ну а на это мы заканчиваем, а в следующий раз мы поговорим о том, сколько по-настоящему стоит полезная информация и хорошие идеи, и надо ли благодарить авторов хороших продуктов или идей, особенно для бизнесменов.

Выгодна ли эта благодарность лично для вашего здоровья, вашего бизнеса и саморазвития? Кстати у нас на портале есть еще одна отдельная публикация о том, выгоден ли на самом деле честный бизнес и честное мышление или нет.

И если вам сегодня все еще трудно однозначно ответить на все эти вопросы, то предлагаю вам ознакомиться с мыслями успешных людей о стоимости информации, с которыми с одной стороны очень трудно не согласиться, а с другой им очень тяжело следовать.

Поэтому я и сказал вначале рассказа об основах саморазвития: думать как мудрый человек или настоящий бизнесмен сложно, но именно это отличает большинство богатых людей от бедных.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/basics-of-self-development/

Ссылка на основную публикацию