Медитация и код эволюции

Мир изнутри: как медитация и нейротехнологии изменят мир?

Статья приводится в новой, расширенной редакции — специально для читателей журнала «Эрос и Космос».

21 сентября 2015 в 34-й раз отмечался Международный день мира. В этот день люди во всех уголках планеты организовывают и принимают участие в различных мероприятиях, посвященных тематике мира.

ООН в этот день обращается ко всем странам и народам с просьбой прекратить военные действия и отметить его проведением образовательных и общественных информационных акций по проблемам мира.

День призван заставить людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.

Будучи женщиной и мамой троих маленьких детей, я имею мало рычагов для того, чтобы внести какой-то практический вклад в Дело Мира в моей стране, уставшей от войны, экономического кризиса и политических разногласий. И все же я попробую, поскольку глубоко убеждена, что мир, как и счастье, приходит изнутри.

За последние годы мы привыкли ассоциировать мир с прекращением огня. Здесь я представляю необычный взгляд на «проблемы мира». Возможно, кто-то из читателей захочет взять его на вооружение и простые вещи, описанные в этой статье, помогут кому-то найти свой незамысловатый способ заботы о мире — в себе, своей семье, своей стране, на своей Планете.

Однажды в одном из своих выступлений мудрый Далай-лама, лидер тибетских буддистов, лауреат Нобелевской премии мира и основатель движения «Деятельность во имя счастья» (Action for Happiness), сказал: «Если каждого 8-летнего ребенка обучить медитации, мы решим проблему насилия в мире за одно поколение».

Что имел ввиду Его Святейшество, произнося эти слова? Что за необычная форма празднования Дня мира? Какова связь медитации с распространением мира на Земле? Здесь ответы на эти и другие вопросы, связанные с эволюцией человеческого сознания в пользу большего сострадания, взаимопонимания, миротворчества и устойчивого развития не с философско-эзотерической, а с научной точки зрения. Такой разговор становится возможным благодаря последним достижениям ученых-нейрофизиологов.

В процессе углубления в нейропсихологию и нейрофизиологию в поисках эффективных способов преодоления хронического стресса, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), депрессии, синдрома дефицита внимания у детей и взрослых несколько лет назад меня заинтересовало влияние восточных созерцательных практик на нервную систему человека и возможность использования медитации в процессе психотерапии. Я погрузилась в изучение психологической и психофизиологической диагностики, читала работы исследователей в области науки о мозге, а также обучилась навыкам медитации и сама начала ее практиковать. Взгляд на медитацию, который я здесь представляю, основан на личном опыте практика и исследователя, а также на наблюдениях за медитирующими взрослыми и детьми. Этот текст ни в коем случае не преследует цели склонить читателя к какому-либо течению или технике медитации. Все же мне будет приятно, если через него кому-то откроется понимание важности регулярной тренировки более высоких состояний сознания как минимум для улучшения здоровья, личной эффективности и психологического равновесия.

Впервые я обучилась медитировать в 2009 году, пройдя 10-дневный молчаливый ретрит в буддийской традиции «випассана».

Тем не менее, несмотря на полезный опыт и запомнившееся на всю жизнь первое переживание измененного состояния сознания, я так и не смогла интегрировать практику в жизнь: эта строгая техника требует высокой концентрации, энергозатратна и предполагает практику на протяжении часа утром и в вечернее время, что нереально для занятой женщины и мамы. Прошло несколько лет, прежде чем я нашла свою технику медитации, чей нейрофизиологический паттерн соответствовал моему запросу и которую получается выполнять регулярно и с удовольствием.

Наука всегда скептически относилась к древним традициям созерцательных практик, а практики медитации с тем же скепсисом относились к требованиям ученых предоставить какие-либо доказательства практической пользы медитации.

Конец XX века был ознаменован прорывом в сфере развития медицинского диагностического оборудования, которое позволяет детально исследовать биохимические, энергетические и электрические процессы, происходящие в человеческом мозге. С этого времени проводятся исследования влияния медитативных практик и технологий, расширяющих сознание, на физическое и психологическое здоровье людей.

Благополучие — это навык, который можно тренировать

По мнению Ричарда Дэвидсона, профессора психологии и психиатрии в Висконсинском университете в Мэдисоне, «благополучие — это навык, который можно тренировать». Эта цитата является итогом многолетних профессиональных изысканий Ричарда Дэвидсон, — благодаря исследованиям мозга он эмпирически подтвердил аксиому восточных духовных традиций: «изменишь свой ум — изменишь мир».

Дэвидсон возглавляет Центр исследования здоровых умов (Сenter for Investigating Healthy Minds) в Вайсманском центре при Висконсинском университете в Мэдисоне, который был основан в 2008 году. Центр занимается изучением практики медитации, а также исследованиями таких качеств нашего ума, как доброта, сочувствие и умение прощать — их нейрофизиологических проявлений.

Когда Дэвидсон был студентом магистратуры в середине 1970-х, то шокировал своих профессоров тем, что уехал в Индию исследовать медитативные практики и буддийские учения.

 После трёх месяцев, проведённых в Индии и на Шри-Ланке, Дэвидсон вернулся домой, уверенный в том, что будет заниматься исследованием медитации.

Открытие этого Центра ознаменовало личный триумф Дэвидсона как ученого, Национальный институт здравоохранения США выделил финансирование сразу нескольким исследовательским проектам, посвященным изучению воздействия медитации на человека.

Нейроученые выявили у тысяч практиков медитации — от новичков-горожан до монахов из тибетских монастырей — изменения в мозговой активности по сравнению с теми, кто не медитирует.

 При помощи современных научных методов удалось обнаружить и доказать то, о чем практикующие медитацию твердят веками: медитирующий человек становится более спокойным, у него снижается уровень стресса, он начинает лучше управлять своим вниманием.

 Научные исследования подтвердили реальные изменения в мозговых структурах медитирующих людей.

Очевидно, что за последние десятилетия медитация перестала быть исключительной прерогативой отшельников-индусов или экзальтированных британских хиппи.

Среди постоянных практиков медитации фигурируют такие имена, как телеведущая Опра Уинфри, кинорежиссер Дэвид Линч, музыкант Пол Маккартни, актер Джим Керри, премьер-министр Индии Наренда Моди. Соучредитель компании «Apple» Стив Джобс много лет практиковал медитацию.

 Эти занятия, по утверждению самого легенды бизнеса, помогали ему «успокоиться, обострить интуицию, прояснить видение и ощутить себя в настоящем времени здесь и сейчас».

Источник: http://eroskosmos.org/world-from-within/

Кен Уилбер: Стадии медитации

В этой статье Кен Уилбер предлагает вашему вниманию подробное описание каждой из основных стадий практики медитации — начиная с психической (psychic absorption), к тонкой светоносности (subtle illumination), далее к причинной бесформенности или причинной трансцендентности (casual transcendence), заканчивая стадией предельного недвойственного единства Формы и Пустоты.

Вопрос: Не могли бы вы описать переживания некоторых стадий медитации. Но сначала расскажите о самой медитации: какие бывают типы и как они работают?

Кен Уилбер: Среди ученых принято разделять медитацию на две большие категории: медитация сосредоточения или концентрации (concentration meditation) и медитация открытого осознавания или прозрения, восприимчивости (awareness/insight meditation). Или, «закрытая» и «открытая».

Например, представим себе, что вы смотрите на стену с сотнями нарисованных точек на ней. В медитации сосредоточения вы смотрите только на одну точку, и вы смотрите на неё настолько пристально, что даже не видите других точек. Это развивает силу вашей концентрации.

В практике открытого осознавания, или медитации прозрения, вы пытаетесь осознавать все точки, какие только можете. Это увеличивает вашу чувствительность, осознанность и мудрость.

В медитации сосредоточения вы направляете свое внимание на один объект — камень, пламя свечи, ваше дыхание, мантру, сердечную молитву и тому подобное. Интенсивно концентрируясь на одном объекте, вы, как субъект, постепенно отождествляетесь с объектом.

Вы начинаете отсекать субъектно-объектный дуализм, который является основной всего страдания и иллюзии. Постепенно всё более высокие сферы реальности, которые ведут к предельному или недвойственному измерению, становятся для вас явными.

Вы выходите за пределы вашей повседневной сущности или эго и обнаруживаете более высокие и тонкие измерения реальности — духовные и трансцендентные.

Однако, этот метод достижения высоких измерений является, так сказать, методом грубой силы. И хотя медитация сосредоточения очень важна, сама по себе она не вырывает с корнем наши тенденции к созданию дуализма, в первую очередь. Фактически она просто игнорирует эти тенденции, она старается обойти их.

Она фокусируется на одной точке и игнорирует все остальные. Медитация сосредоточения определенно может показать нам некоторые из более высоких сфер, однако она не может закрепить нас в этих областях надолго. Для этого вам надо посмотреть на все точки.

Вы должны исследовать весь опыт с помощью беспристрастной, не выносящей суждений, невозмутимой и кристально ясной осознанностью.

В: И это и есть медитация открытого осознавания или медитация прозрения?

КУ: Да, всё верно. Буддисты называют медитацию сосредоточения — «шаматха», а медитацию прозерния — «випассана», или дхьяна и праджня. Первая ведет к самадхи, или однонаправленной концентрации, другая к сатори, или трансцендентной осознанности или мудрости.

Суть любой из медитативных практик — в том числе и визуализаций, работы с коаном, созерцательной молитвы, и тому подобное, — в том, что они делают две важные вещи.

Во-первых, они помогают успокоить дискурсивное мышление, рационально-экзистенциальный ум, который постоянно думает, разговаривает сам с собой всё время и склонен к накладыванию словесных ярлыков на все объекты. Медитация помогает успокоить этот «ум-обезьяну».

И как только этот «ум-обезьяна» немного успокаивается, более тонкие и высокие измерения сознания проявляются, такие как: психическое, тонкое, каузальное (причинное) и предельное или недвойственное. Это суть подлинной медитации. Это путь к эволюции, к нашему росту и развитию.

Психический уровень

В: Не могли бы вы описать ступени медитации и то, как они переживаются? Что происходит на каждой из стадий?

КУ: Когда вы практикуете медитацию, первое что вы осознаете это то, что над вашим умом (да и над всей вашей жизнью, раз на то пошло) властвует словесная болтовня, в значительной степени неосознанная. Вы постоянно разговариваете сами с собой.

Итак, начиная медитировать многие люди бывают ошеломлены тем, как много мусора проходит через их осознавание. Они обнаруживают, что мысли, образы, фантазии, понятия, идеи, концепции фактически полностью занимают их сознание.

Они начинают понимать, что все эти идеи и концепции оказывают гораздо большее влияние на их жизнь, чем им казалось ранее.

Начальный опыт медитации можно сравнить с походом в кино. Вы сидите и наблюдаете весь этот парад из фантазий и концепций в вашем осознавании. Но вся суть здесь как раз и есть в том, что вы наконец-то становитесь осознающим их. Вы смотрите на них беспристрастно и без суждений.

Вы просто смотрите, как они проходят мимо, также как если бы наблюдали за облаками проплывающими в небе. Они приходят, они уходят. Ни осуждения, ни похвалы, никакого суждения — только чистое свидетельствование.

Если вы начинаете оценивать ваши мысли, если вы пойманы ими, то вы не можете выйти за их пределы. Вы не можете обнаружить более высокого или более тонкого измерения вашего бытия. Итак, вы сидите в медитации и просто свидетельствуете всё происходящее в вашем уме.

Вы позволяете делать «уму-обезьяне» всё что ему вздумается, а сами просто наблюдаете.

И происходит вот что.. По той причине, что вы беспристрастно свидетельствуете все эти мысли, фантазии, понятия и образы, вы постепенно становитесь свободными от их бессознательного влияния. Вы смотрите на них, потому не смотрите на мир через них.

Поэтому вы становитесь в какой-то мере свободными от этих мыслей, понятий и образов. Вы также становитесь свободны от ощущения отдельной сущности, которое зависит от них. Другими словами, вы постепенно становитесь свободными от эго.

Это начальное духовное измерение, в котором обычное эго «умирает» и более высокие структуры осознания пробуждаются. Ваше чувство самоотождествления естественным образом начинает расширяться и охватывать весь космос, или всю природу.

Вы поднимаетесь над изолированными умом и телом, что может включать в себя нахождение большей тождественности, например, с природой или космосом — «космическое сознание», как это называет R. M. Bucke. Это очень конкретный опыт, который ни с чем нельзя спутать.

И, мне даже не обязательно это говорить вам, этот опыт необычайно освобождающий! Это начало трансценценции, нахождения вашего пути домой. Вы осознаете, что вы одно с тканью вселенной, вечно. Ваш страх смерти начинает утихать, и вы в фактически начинаете конкретно и ощутимо чувствовать открытую и очевидную, прозрачную природу вашего собственного существа.

Читайте также:  Почему мы не получаем, то что хотим?

Чувства благодарности и преданности возникают в вас — преданности Духу в форме Христа, или Будды, или Кришны; или преданности к вашему духовному учителю, или просто преданности самой по себе, и обязательно преданности всем чувствующим существам.

Обет бодхисаттвы в какой бы то ни было форме возникает из глубин вашего существа очень мощным образом. Вы понимаете, что вы просто обязаны делать что можете, чтобы помочь всем чувствующим существам, по той причине, как говорил Шопенгауэр, что вы осознаете, что все мы являемся частями одной и той же Сущности, или Духа, или Абсолюта.

Всё это становится очевидным, таким же очевидным, как дождь стучащий по крыше. Этот опыт реальный и конкретный.

Тонкий уровень

В: Что насчет следующего, тонкого уровня?

КУ: Как только ваше чувство самоотождествления начинает выходить за пределы изолированного и индивидуального тела-ума, вы начинаете интуитивно постигать Основу Бытия или Подлинное Божество, за пределами эго, вне любых мифических личностей бога, за пределами рационального сайентизма, или экзистенциальной храбрости (existentional bravery).

Эта Божественная форма действительно может быть постигнута. Чем больше вы развиваетесь вне изолированного и экзистенциального тела-ума, тем больше вы развиваетесь по направлению к Духу, который, на тонком уровне часто воспринимается в качестве Формы Божества или архетипичной Сущности.

Я подразумеваю под этим, например, очень конкретную ясность и яркость осознания.

Суть в том, что вы видите что-то за пределами природы, за пределами экзистенциального, за пределами психики, и даже за пределами космической самотождественности. Вы начинаете видеть спрятанное или эзотерическое измерение, за пределами обычного космоса, измерение трансцендирующее природу. Вы видите Свет, и иногда этот Свет буквально сияет как тысячи солнц.

Это переполняет вас, наделяет вас силой, наделяет энергией, преобразовывает вас, пропитывает вас. Это то что ученые называют «нуминозной» природой тонкого духа. Нуминозное и светящееся. Я считаю, что именно по этой причине святых повсеместно изображают с ореолом вокруг головы. Это в действительности то, что они видят. Божественный Свет.

Моё любимое из Данте:

Литературный перевод М. Лозинского

Дословный перевод:

Это не просто поэзия. Это практически математически точное описание одного из типов опыта тонкого уровня. Как бы то ни было, вы можете также испытать этот опыт на самом себе, как раскрытие вашей высшей сущности, вашей души, Святого Духа. «Тот, кто знает себя, знает Бога», — как говорил Св. Клемент.

В: Так на что же всё-таки похож этот опыт?

КУ: В действительности опыт может быть разным. Вот один пример: Скажем, вы идете по городу, смотрите на витрины магазинов. Вы разглядываете какой-то товар и неожиданно вы видите смутный образ перед вашими глазами, образ человека.

Потом вы вдруг понимаете, что это ваше собственное отражение в витрине магазина. Вы неожиданно узнаете себя. Также и в переживании тонкого уровня вы узнаете Себя, свою высшую Сущность. Вы неожиданно узнаете, кем вы являетесь. А являетесь вы яркой вспышкой Божественного.

Но при этом распознавании вы испытываете шок: «Ах вот оно что!»

Это очень конкретная реализация, и обычно сопровождается большим количеством смеха или слез. Тонкая форма Божества или Свет или Высшая Сущность — просто архетипы вашего собственного Бытия. Через медитативное развитие вы сталкиваетесь с Духом, со своей собственной сущностью.

Она возникает как свет, или как существо света, как нада, как шабд, как ясность, нуминозность и т.п. А иногда она возникает как простое и ясное осознание того что есть. Очень просто, очень ясно. Это осознание всех точек на стене.

Это простое осознавание того, что происходит из момента в момент, и поэтому это трансцендирует момент. Это трансцендирует этот мир, и начинает вкушать Божественное. Это довольно сакрально, но всё же может быть выражено. Это тонкое знакомство с Божественным, лицом к лицу.

Вы в действительности становитесь частью Божественного, становитесь частью осознанности и мудрости Божественного. И это достигается практикой. Это может быть сделано. Это было сделано уже много раз.

Причинный уровень

В: Что насчет следующего уровня, причинного (каузального)?

КУ: Вы сидите, просто свидетельствуя всё, что появляется в вашем уме или в вашем опыте присутствия в настоящем. Вы стараетесь свидетельствовать одновременно все точки на стене вашей осознанности.

Если вы становитесь достаточно умелым в этом, в конце концов рациональные и экзистенциальные точки утихают и психические точки начинают появляться в фокусе вашего внимания. Затем, через некоторое время, вы углубляете вашу способность к свидетельствованию, и более тонкие объекты или точки начинают проявляться.

Это включает в себя световые и звуковые иллюминации, тонкие божественные формы и т.п. Если вы продолжаете просто свидетельствовать — что позволяет вам разотождествиться с низкими и грубыми формами, и начать осознавать более высшие и тонкие формы, — то даже тонкие объекты или тонкие формы тоже перестают возникать.

Вы вступаете в глубокую область непроявленного, которая испытывается как осенняя ночь с полной луной в небе. Это таинственная и прекрасная нуминозность, скорее «молчаливая» или «черная» нуминозность. Вы не можете ничего видеть, кроме некоторой серебристой наполненности, заполняющей пространство.

Поскольку вы не видите никаких конкретных объектов, это также является типом изначальной пустоты. Как говорится в дзэн, «остановка звука потока». Это состояние известно как шуньята, Облако Незнания, Божественное Неведение, радикальная мистерия, ниргуна («внекачественный») Брахман и т.п. Блестящая бесформенность, без объектов.

Становится очевидным, что вы абсолютно едины с этой Наполненностью, которая выходит за пределы всех миров и планов, и всех времен и всей истории. Вы совершенно наполнены, и потому вы совершенно пусты.

«Здесь есть всё и нет ничего», сказал христианский мистик Боэций. Страх сменяется уверенностью. Это то кто вы есть до всех проявлений, до появления всех миров.

Другими словами, это показывает кто или что вы есть вне времени, вне форм.

Это пример причинного (каузального) уровня. Это джняна самадхи, или нирвикальпа самадхи и т.п. Душа или чувство отдельной сущности пропадает, и Бог или отдельная Божественная форма пропадает также, потому что оба — и душа и Бог — коллапсируют в бесформенную Божественность. И душа и Бог растворяются в Высшую Личность.

Недвойственный уровень

В: Итак, остается недвойственный уровень.

КУ: В предыдущем причинном уровне вы настолько поглощены непроявленным измерением, что даже не замечаете проявленного мира. Вы обнаруживаете Пустоту, и потому вы игнорируете Форму. Но в предельном или недвойственном уровне вы интегрируете и то и другое.

Вы видите, что Пустота возникает или проявляется как Форма, и что сутью Формы является не что иное как Пустота. В более конкретных терминах вы сами являетесь всем, что возникает. Все проявления возникают из момента в момент, как игра Пустоты.

Если причинный уровень был похож на освещенность лунной ночи, то это похоже на освещенность осеннего дня.

То что возникает как плотные или твердые тела «снаружи» на самом деле прозрачные проявления вашей собственной Сущности или Естьности. Они не являются тем, что скрывает Бога, а являются выражением Бога.

Следовательно они пустые в том смысле, что не являются загрязнением или препятствием. Они являются свободным выражением Божества. Как лаконично выражается традиция Махамудры: Всё есть ум. Ум есть пустота. Пустота есть свободное проявление.

Свободное проявление есть самоосвобождение.»

Свобода, которую вы находите на причинном уровне — свобода Наполненности и Пустотности, — эта свобода распространяется на все вещи, даже на этот «падший» мир греха и самсары. Следовательно, все вещи становятся само-освобождающимися.

И эта незаурядная свобода, или отсутствие ограничений, или тотальное освобождение — ясный яркий осенний день, — это и есть то, что вы переживаете на этой стадии. Но слово «переживание» на самом деле не подходит. Эта реализация в действительности является природой Духа за пределами любых переживаний. Переживания приходят и уходят.

Они все имеют начало и конец во времени. Даже тончайшие переживания приходят и уходят. Все они замечательные, чудесные и необычные. Но они приходят и уходят.

Но это недвойственное состояние не является очередным переживанием. Это просто открытость или ясность в которой все переживания возникают и уходят. Это ясное осеннее небо, через которое проплывают облака.

Это не очередное облако, не очередной опыт, не очередной объект, не очередное проявление. Эта реализация в действительности имеет свойство совершенной «безопытности», «не-переживания», свойство совершенной тщетности любых попыток испытать освобождение.

Все переживания совершенно теряют свой вкус — это просто проплывающие облака.

Вы не тот, кто испытал особождение; вы ясность, открытость, пустота в которой появляются и уходят любые переживания, как отражения в зеркале. Вы и есть зеркало, ум-зеркало, а не проявляющееся отражение.

Но вы не отделены от отражения, стоя поодаль и наблюдая. Вы есть всё что возникает из момента в момент.

Вы можете проглотить весь космос за раз, настолько он мал, и вы можете попробовать на вкус всё небо, не пошевелив и пальцем.

Вот почему в Дзэн говорят, что вы не можете войти в Великое Самадхи: оно в действительности не что иное, как вездесущая открытость и ясность, всегда присутствующая, в которой все переживания и все проявления возникают из момента в момент.

Это похоже на то, как если бы вы «войдя» в это состояние поняли, что никогда не было такого, чтоб это состояние не присутствовало и не было распознано. «Ворота без ворот».

Вы глубоко понимаете, что вы никогда не входили в это состояние; и ни один из Будд прошлого или будущего никогда не входил в это состояние.

Это узнавание истинной природы ума в Дзогчен. Все вещи во всех мирах являются само-освобождающимися сразу же как они возникают. Все вещи как солнечный свет на поверхности воды озера. Всё играет и переливается. Всё пусто. Всё легкое. Всё наполнено. И жизнь идет своим чередом, и никто ничего не замечает.

———
Источник некогда был здесь: http://fourthturningbuddhism.com/stages-meditation

Перевод: Евгений Касатка.

Источник: http://kasatka.me/stadii-meditatsii/

Медитация – ключ к эволюции человеческого сознания – Международное движение родителей

Шаман, скоморох и музыкант, он дарит людям новое радостное восприятие жизни, помогает выйти за границы себя, ведь границ-то на самом деле и нет, их придумываем мы сами. Если вы решились встать на путь развития и немного заблудились в поисках собственного предназначения, вам стоит подружиться с Олегом.

Он любит проводить семинары на раскрытие индивидуальности, способностей и талантов. В одном из недавних вебинаров Олег поделился знанием о древней практике медитации.

С удовольствием цитируем:

Медитация – самое настоящее чудо и дар. Сейчас человеку нужно приложить определенное усилие, чтобы эволюционировать. Это особенное усилие. Приведу пример. Муха подлетает к окну и начинает биться о стекло.

Так и хочется сказать: муха, пойми – тут стекло, не надо 50 раз биться об него.

Читайте также:  100 вопросов, чтобы познать себя

И вот медитация, если бы эта муха остановилась и подумала: я это не вижу, но на самом деле это есть, – и стала бы вообще думать, что это такое.

Если вы поспрашиваете у людей о смысле их жизни, то увидите, что практически все люди будут шокированы. Они скажут: не знаю, мне надо подумать об этом.  У людей же много проблем. Это всё равно что биться в стекло. Нет денег, болеют, трудности, непонимание.

Но нужно задать себе вопрос: а жизнь – это что такое? По реакции людей видно, что они этот вопрос себе не задавали. Если бы с самого детства у нас была такая дисциплина, как медитация, то мы все уже были бы буддами. Но пока зачастую продолжаем биться о стекло.

Когда человек начинает медитировать, то начинает открывать в себе, что есть «я». Стоит медитировать в трудные моменты жизни.

Это не просто «сидение» под приятную музыку, а осознавание, что тело – это не совсем «я», я только в нем нахожусь. У меня есть самые разные импульсы в теле, которые заставляют меня что-то делать.

В меня вмонтированы разные инстинкты: самосохранение, желание есть, размножаться, спать и т. д. Но если я медитирую, то вдруг понимаю: о! это ж не я.

Практически каждый испытывал подобные ощущения. Когда? А когда делают наркоз: лечат зубы или ещё что-то. Тогда вы можете ощутить, что ваше тело как деревянное, оно как будто не ваше. Можно делать с ним что угодно. Нервные окончания не работают, и  в мозг не поступает информация. Если бы не нервная система, я б вообще не отождествлял себя с телом. Но я бы существовал? Да! Я бы существовал.

И вот маленькая практика, чтобы произвести революцию в своем сознании и соединиться с большими возможностями жизни. Когда вы голодны, не говорите: «Я голоден». Говорите: «Я чувствую голод». Если вы устали физически, не говорите «Я устал» – «Мое тело чувствует усталость». Если вас спрашивают, сколько вам лет, отвечайте: «Моему телу сейчас…»

Приглашаем на новый вебинар Олега Воронцова “Экзальтация самореализации!” 15 октября. До встречи!

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ВЕБИНАРАХ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ

Источник: http://fieldlove.com/stati/pole-lyubvi/meditaciya-klyuch-k-evolyucii-chelovecheskogo-soznaniya/

Из чего состоит человек и что им управляет

Мы сами творим (материализуем) мир вокруг себя, притягивая те или иные ситуации. Поэтому от внутреннего содержания наших мыслеобразов зависит абсолютно вся наша жизнь. В зависимости от того, что мы будем воспринимать в своей жизни как «счастье» или «несчастье», как будем строить свою жизнь, и относиться к изменениям – таким нам этот мир и будет казаться.

Подтверждая это, Роберт Уолсон, автор книги «Психологи эволюции», выдвинул гипотезу, что человеческий мозг состоит из двух частей: Думающего и Доказывающего. Думающий может «думать» практически обо всем.

Он может думать, что Земля плоская и покоится на спинах бесконечных черепах, или что она внутри пуста, или что она плывет в пространстве.

Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм).

Что бы ни придумал Думающий – Доказывающий это докажет! Если Думающий умает, что Солнце вращается вокруг Земли, Доказывающий услужливо организует восприятие так, чтобы оно соответствовало этой идее; если Думающий передумает и решит, что Земля вращается вокруг Солнца, Доказывающий организует свидетельства по-новому. Если Думающий думает, что «святая вода» из источника излечит его проблемы со спиной, Доказывающий будет искусно дирижировать сигналами от желез, мышц, органов и т. д. до тех пор, пока организм вновь не станет здоровым.

Это значит, что главное – образ и энергия (жива), которая через него идет. Поэтому любая теория, практика или система будет работать, если в это верить и вкладывать в это энергию! Поскольку, что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет.

Так как же нам понять себя и каков путь к здоровью, счастью и Просветлению? Где искать истину, чтобы не заблудится? Продолжим погружение в психологию, чтобы понять человека и найти тропу духовного роста.

Как известно, набор программного обеспечения сознания Homo Sapiens состоит из четырех основных частей.

Инстинкты. В соответствии с определением словаря «инсти́нкт» – это совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. При этом нужно понимать, что они действуют «врожденно» – на генетическом уровне.

Это значит, что душа, приходя сюда, в игру под названием «Жизнь», сразу же определенным образом обусловлена определенными программами поведения.

Одновременно это биологически заданные «программы» этой формы жизни, на которые «соглашается» вечная душа для обретения нового опыта. 

Импринты. Это «впечатанные» образы поведения, которые мозг воспринимает в моменты пиковых эмоциональных состояний (страха-радости, боли-удовольствия и т.д.). Потом человек начинает действовать в соответствии с ними, то есть они становятся более или менее жестко заданными программами его поведения.

Душа – это не тело, не эмоции и не мысли, но тело, эмоции и мысли нас ограничивают, не позволяя проявлять свою божественность (осознанно творить мир). Очищая сознание от импринтов (негативных образов), мы становимся свободными от болезней и жизненных трудностей.

Избавившись от оков негармоничных образов (боли, страдания, ограниченности), душа может явить свои божественные качества, проявив все мыслимые и немыслимые сверхвозможности.

Кондиционирование. Это убеждения (набор образов, касающихся одной темы), то есть своеобразные программы, которые накладываются на импринты.

Они заданы менее жестко и достаточно легко изменяются изменением «убеждений» – введением новых позитивных образов.

Любая программа поведения, так или иначе опирается на образы (ипринты), которые просто «заставляют» нас воспринимать мир в тех или иных «красках».

Научение (обучение). Еще более свободные и «мягкие» программы, чем набор впечатанных образов (кондиционирование). Они связаны с выработкой навыка или искусственно приобретенного рефлекса.

Импринт ( впечатывание ). 

В психологии «импринт» (буквально переводится как «впечатывание») – это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждение или целую совокупность убеждений.

Очень важно понимать, что впечатывание ( импринт ) всегда включает в себя бессознательное «копирование» модели поведения других людей, которые присутствовали в этой ситуации и занимали в ней важное место.

Именно поэтому мы часто ведем себя так, как люди, которых мы не любили и боялись. Так формируется наша Тень (термин Юнга). Именно ее проявление часто заставляет нас быть низкими, грубыми и жестокими, поэтому мы старательно прячем ее от себя.

Когда мы видим похожее ее проявление в других людях, мы не любим и не воспринимаем их, хотя они – лишь «зеркало», в котором в преувеличенном виде мы видим самих себя.

Попадая под влияния впечатывания ( импринта ), люди чувствуют некую внутреннюю ограниченность, безысходность, неспособность, покинутость, никчемность. То есть неспособны «подняться» над собственными ограничениями и «увидеть» новые горизонты.

Эти впечатывания» часто навязчиво напоминают нам о себе какими-то страхами или склонностями, или наоборот старательно скрывают это прошлое событие как от себя, так и от окружающих.

Благодаря практикам мы «переживаем» и «отпускаем» их, чтобы избавиться от ограничивающих убеждений (импринтов, тени) и достигнуть счастья и гармонии.

При этом нужно помнить, что первичный образ ( импринт ) всегда сильнее любого последующего кондиционирования (убеждения) или обучения. Все наши «впечатывания» являются неотъемлемой и неосознаваемой нами частью нашей индивидуальности.

В бесконечности возможных программ, представляющих собой потенциальное программное обеспечение человеческого сознания, негативные образы (импринт) устанавливают ограничения, определяют параметры и периметры, в пределах которых происходит набор образов для создания убеждений – все дальнейшее кондиционирование и обучение.

Древнее знания и современная психология говорят нам о том, что до появления первого импринта (образа) сознание младенца является «бесформенным и пустым», как мир в начале Творения. Это и было состояние «просветления», Ясны (самадхи), которое перестало таковым быть после первого же впечатывания.

Сразу после рождения душа воспринимала мир через разум – колобье тело (будхическое тело), а после впечатывания (накопления импринтов) начала воспринимать через ум (логику, эго) клубьего (ментального тела).

Первое впечатывание образовывается подобно тому, как из пустоты небытия (Дыва) начинает появляться некая структура, первое творение (Род-Рожанич). 

Таким образом, сознание ребенка сотворяет обусловленный впечатываниями «ум», Эго-форму, продуцирующую мысленные формы, и… человек становится его пленником. Отождествляясь с умом (эго), в некотором смысле он сам (душа) как бы «становится» этой структурой (мыслями, эмоциями и телом). Именно это и является причиной всех человеческих «страданий».

Каждое успешное «впечатывание» усложняет программное обеспечение «мозга», определяющее наше восприятие и воспринимаемое нами как «реальность», «пространство вариантов», «туннель реальности» или «карта мира», как это называются в современных психологических и эзотерических системах. Все, что думает наш думающий (Ум), доказывающий (Душа) доказывает и автоматически «втискивает» поступающие сигналы в «границы» им же придуманной «реальности». Иными словами – свои трудности мы сами себе и создаем из-за ограниченности своего мышления.

Но не все так просто, ибо физическая действительность на самом деле подвластна нашей душе и Духу в ней! Это прекрасно показывает «принцип неопределённости Гейзенбер́га», исследованный квантовой механикой. Этот принцип научно доказывает, что наблюдатель (человек) и наблюдаемый объект (окружающая реальность) соединены.

Когда одни ученые хотели доказать, что свет – это частичка – фотон, они четко экспериментально доказали это. В то время, как другая группа ученых одновременно с ними доказала обратное: свет – это волна энергии… То есть, каждая группа ученых – «сотворила» свою реальность, такую, увидеть которую они были настроены….

Таким образом каждое живое существо «творит» реальность вокруг себя. Если человек же избавится от импринтов (образов), он соединится со Вселенной (Богом) и сможет проявить божественные силы в этом мире, поскольку вся материя станет ему подвластна.

Ясна (просветление) – это избавление от всех импринтов, самосознание себя и способность к свободному самотворению.

«Будьте как дети» говорил Иисус Христос, достигните «чистоты» сознания младенца! Будучи ведическим учителем, который долго обучался в Индии, городе Кашмире (в легендарные «потерянные годы» с 18 до 33 лет), он хорошо понимал суть просветления.

К сожалению, глубинная суть его учения была «спрятана» от людей, поэтому современные его последователи малосведущи в духовной практике. Когда мы в зрелом возрасте избавляемся от импринтов – негативных образов на уровне навьего, клубьего и причинного тел нашей души, в нас проявляются божественные возможности творить мир в соответствии со своим замыслом.

По материалам книги Владимир и Лада КУРОВСКИЕ “ЯРГА ПУТЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ”.

 Медитация “Кто я?”

С помощью этой медитации можно ощутить свое истинное Я, единое с Творцом всего сущего.

Медитация из выступления монаха Раманатха на конференции “Найти и принять себя 2.0”.

Если статья понравилась и была полезна – делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Другие материалы сайта:

ЧАРЫ( чакры ) И ЭНЕРГОТЕЛА. Часть первая.

ЧАРЫ( чакры ) И ЭНЕРГОТЕЛА. Часть вторая.

Йога. Комплекс упражнений для занятий дома. Ярга. 

Очищение ауры техникой “Пылесос”

При использовании материала индексируемая  ссылка на сайт обязательна.

Источник: http://xfresh.info/samorazvitie/18-meditatsiya-kto-ya

Глубинная Медитация и медитация на ЗКК – сходство и различие

Звуковые Космические Коды (ЗКК)** появляются в глубинной Медитации автономно, как будто сами по себе, без моего на то желания.

Причём, когда я их затем вспоминаю, чтобы записать и пояснить смысл, они чётко «горят» золотисто-индиговым, серебристо-бирюзовым, лимонно-изумрудным или другим «живым» свечением перед глазами, как на экране, и не исчезают, пока я полностью не запишу и не перепроверю каждый из них.

Читайте также:  3 вида рака, которые останавливает вегетарианство

В процессе глубинной Медитации они появляются в разных «точках» пространства в ответ на любой, спонтанно возникающий у меня, вопрос: «А что это означает?».

Когда я начинаю обращать на появившийся ЗКК* более пристальное внимание, он начинает плавно растворяться, а вместе с ним изменяется и текущая картина окружающей меня «реальности», в более конкретной форме (Формо-Образе) отражая Суть данного ЗКК*.

Причём в силу наличия Свойства Сллоогрентности (многомерной взаимосвязанности) Информации в Медитации на любой ЗКК можно «выйти» на другие, нужные вам сведения, не касающиеся данных мною характеристик данного конкретного Кода. Только это будет более длинный путь, чем Медитация на конкретный Код, более синхронизированный к тому, что вас детально интересует.

Поэтому иногда в словаре могут попадаться разные Звуковые Космические Коды, которые я в разное время примерно одинаково интерпретировал по их содержимому.

Если человек, выйдя из Медитации на ЗКК*, не может дать конкретную Информацию по изучаемому им Коду, то он просто не знает, что такое глубинная Медитация, поскольку одно от другого неотделимо, – большинство из Формо-Образов имеют свой идентификационный вибрационный Код, во взаимосвязи которого вибрационно как бы «вписаны» все остальные ЗКК (и наоборот – его эфирная Конфигурация является частью голографичности общей эфирной-Конфигурации Мироздания). Глубинная Медитация – это и есть последовательная и целенаправленная демонстрация через механизм ИЛЛГРИИ-ТО-О («Биомаятник» с биоэкраном Самосознания) содержимого всех Кодов, так или иначе связанных с генерируемым вами текущим Интересом.

То есть механизм «считывания» Формо-Образов у глубинной Медитации и ЗКК-Медитации один и тот же. Способность к осознанному манипулированию этими Формо-Образами и к запоминанию полученной Информации – это всего лишь вопрос времени и нарабатываемого при этом опыта.

Поэтому, я думаю, через упорные и регулярные попытки ЗКК-Медитаций* можно однажды выйти на те состояния Самосознания, которые свойственны глубинной Медитации.

Мне кажется, что главными и определяющими факторами достижения успехов в этом процессе являются наличие волевого потенциала и постоянная активизация высоковибрационных зон дорсо- и вентролатеральных областей префронтальной коры мозга, обеспечивающих условие, что исключаются любые возможности нанесения медитирующим какого-либо вреда получаемой им Информацией.

Непонятно почему, но далеко не все наблюдаемые мною в глубинных Медитациях события и Формо-Образы проявляются вместе со своим Кодом. Это при том, что сами Звуковые Космические Коды (их классификатор) имеют собственный Код – АИИЙВВФФ. Или могут неожиданно проявиться через многие годы.

Например, я никак не мог найти ЗКК Космических Сущностей, функционально продолжающих развитие ллууввумического (Человеческого) типа сознания после ЛЛУУ-ВВУ-Сущности (охватывает диапазон от 3,0 до 9,0 мерности).

А в 2015 году во время глубинной Медитации на вопрос по совсем другому моему Интересу вдруг появился Код ЛЛААЙММА, посредством которого я смог последовательно выйти на остальные недостающие звенья, обеспечивающие структуру Нашего типа эволюции в пределах вибраций до 36-38-й мерности.

Благодаря этому я смог, наконец-то, составить эволюционный ряд ллууввумического (Человеческого) Направления развития: ЛЛУУ-ВВУ-Сущность (от 3,0 до 9,0 мерности), ЛЛААЙММА-Сущность (до 12,0-14,0 мерности), ЛЛУОЛЛССМ-Сущность (до 16,0-18,0 мерности), РРААЛЛСМ-Сущность (до 24,0-26,0 мерности), АИЙ-ЙЯ-Сущность (до 36,0-38,0 мерности).

* ЗКК-медитация (медитация на Звуковой Космический Код) – практика, использующая «медитативные ключи» Подсознания. Подробнее читайте здесь: «Ещё один взгляд на медитацию» и «Медитация на ЗКК».

* Звуковые Космические Коды (сокращ. ЗКК) – определённые буквосочетания, позволяющие в медитации получать доступ к Уровню коллективного Подсознания по соответствующей теме. Подробнее читайте здесь: «Звуковые космические коды – особенность изложения Ииссиидиологии»

* Глубинная Медитация – изменённое состояние сознания, характеризующееся синхронизацией тета- и гамма-ритмов работы мозга. Подробнее читайте здесь: «О глубинной медитации», «Гамма-ритмы мозга и глубинная Медитация», «Глубинная Медитация – источник Ииссиидиологии».

ВНИМАНИЕ!:
Эта статья является адаптированной версией оригинального ответа Ориса.
Адаптировали для сайта «Свет Плеяд»: Сллаайграулла, Уулларг

Источник: http://pleiades-light.ru/ajfaarovskie-meditatsii-1/

Деконцентрация и медитация. Статья. Медитация. Самопознание.ру

Термин “медитация” прилагается к очень широкому кругу психических состояний и порождающих их техник, зачастую радикально отличающихся друг от друга. Поэтому любая работа, в которой используется термин “медитация”, должна содержать в себе уточнение, определяющее, в каком смысле употребляется это понятие.

В дальнейшем под медитативными состояниями мы будем понимать состояния, аутогенные по своему происхождению, интровертные по направленности, спонтанные по протеканию, характеризующиеся тем, что не чувственные компоненты психики управляют движениями смыслов, а смыслы спонтанно формируют чувственную ткань.

По отношению к другим техникам и их результатам будем употреблять термин “псевдомедитация”, фиксирующий тот факт, что техники, стремящиеся утвердить своё родство с престижным словом “медитация”, отражают и имитируют именно медитацию, хотя и не совпадают с тем, что скрывается за этим термином ни по технике, ни по результирующему состоянию.

Медитативное состояние, безусловно, относится к категории изменённых состояний сознания. Оно более энтропийно и менее организовано, чем любые нормальные состояния сознания. В медитативном состоянии нет визуальных, звуковых и иных форм как объекта внимания, но интенсивно переживаются смыслы как таковые, смыслы, лишённые формальных оболочек.

В нормальных состояниях сознания смыслы тесно связаны с выражающими их формами и манипуляция смыслами происходит за счёт манипуляции формами. Факт удержания смысла или перехода от смысла к смыслу фиксируется переходом от формы к форме (словесной, визуальной, тактильной и любой другой).

Для того, чтобы перейти от смысла, скрывающегося за ломаной линией к смыслу, выраженному кругом необходимо перейти от исходной формы (ломаной линии) к результирующей (кругу).

В медитативном состоянии смысл удерживается и переходит в другой смысл вне формальных соответствий, наоборот, спонтанный смысловой поток может формировать те или иные символы как концентрированные и совершенные выражения смысла. Но это результат медитативного состояния, а не его характеристика.

Медитация является результатом контрпроцесса и потому техника, позволяющая сформировать медитативное состояние, должна быть контрпроцессуальной, должна по отношению к основному организмическому процессу быть направленной вспять.

Формирование деконцентрации внимания (дКВ) представляет собой процесс, обратный течению обычных процессов и потому естественно, что его результатом являются состояния, которые легко отождествить с медитативными. Однако о медитации, как результате дКВ, мы можем говорить лишь тогда, когда используется плоскостная дКВ.

Объёмная дКВ приаодит к состояниям, в каком то смысле полярным по отношению к медитации. При плоскостной дКВ попытка одновременно охватить вниманием всё множество объектов, находящихся в поле восприятия, приводит к тому, что ни один из них не воспринимается как отдельность.

В результате поле восприятия превращается в однородный фон, внимание отвлекается от формально-чувственных элементов, интровертируется, смыслы освобождаются от контроля со стороны чувственных компонентов.

Обычно сохранение дКВ требует постоянных усилий, однако при достаточно длительном удержании плоскостной дКВ иногда возникают стойкие состояния с перечисленными характеристиками. Это и есть медитация. Медитация, формируемая плоскостной дКВ, не сопровождается появлением спонтанных образов, поскольку внимание полностью приковано к полю восприятия. Внимание здесь “парализовано” восприятием и медитативные процессы протекают без участия внимания, а значит, и без выделения структурно оформленных образов. Конечным результатом этого процесса является особое состояние, в отношении которого мы можем сказать, что это и дКВ, и КВ одновременно. С одной стороны, это дКВ, поскольку в поле восприятия остаётся только фон, но с другой — это глубокая КВ, поскольку фон остался единственным объектом внимания. Остаётся только погрузить в фон и растворить в нём характеристики пространственной протяжённости и временной длительности, и мы получим состояние чистого сознания.

https://www.youtube.com/watch?v=hx7xoLQM6Io

В этом пункте мы сталкиваемся с важным различием техник медитации по критерию их происхождения: медитация как элемент сакральных практик безусловно отлична от медитации как технологии. Технологическая медитация, конечно, неизмеримо беднее, чем сакрально ориентированная медитация.

Технологическая медитация не интерпретирует медитативные феномены, она лишена ориентации, предмета, контекста и многих смысловых измерений сакральной медитации. Технологическая медитация соотносится с медитацией сакральной как синтаксис с семантикой.

Её единственным преимуществом (впрочем, преимуществом только для секуляризованного сознания) является прозрачность техники и управляемость результирующего состояния. То целое, которое строится из отдельных элементов, не может быть сложнее и обладать большей смысловой насыщенностью, чем исходные элементы.

Сакральная медитация начинается с “работы” над фундаментальными (в юнговской психологии был бы употреблён термин “архетипическими”) смыслами, которые последовательно разворачиваются в образы, постепенно теряющие свою семантическую и энергетическую насыщенность и допускающие прагматическое использование.

Потому начальные объекты сакральной медитации сохраняют напряжённость и силу исходных архетипов, обеспечивая энергией длительный медитативный процесс. Технологическая медитация лишена сакрального измерения, и энергию для своего осуществления она вынуждена заимствовать не у архетипов, а из результатов применения чисто технологических приёмов.

Описание деконцентрации в работах К. Кастанеды

Я отношу Карлоса Кастанеду к числу трёх ведущих психотехнологов двадцатого столетия*. Любого профессионального разработчика новых психотехник не может не поразить точное описание феноменологии применения психотехнических приёмов в философских работах К. Кастанеды.

Поразительно, что столь подробно описанные техники и феноменология проистекают из общих философских тезисов и иллюстрирующих их образов, а не заимствуются из каких-либо эмпирических источников.

В числе прочих психотехник Кастанеда даёт описание приёма и сопутствующей феноменологии, близких дКВ, вплоть до особенностей субъективных феноменов, сопровождающих процедуру выявления слабых и скрытых признаков.

Вот как К. Кастанеда описывает использование техники концентрации внимания на периферии поля зрения — техники, промежуточной по отношению к собственно дКВ и КВ, и результаты её применения. К.

Кастанеда получает “экзаменационное” задание от своего учителя, шамана дона Хуана, найти уникальное место на полу его хижины, самое лучшее для его ученика — благоприятное “пятно”: “Мне нужно разыскать его среди всех остальных мест.

По общей схеме я должен “прочувствовать” все возможные места, пока без всяких сомнений смогу определить, какое из них правильное”.

Герой пытается “прочувствовать” разные места. Это не удаётся.

Дон Хуан объясняет, как это сделать: “Он рассмеялся и сообщил, что его это не удивляет, потому что я действовал неправильно — не пользовался глазами.

Это было так, но я был вполне уверен, что мне нужно — по его словам — “ощутить” разницу. Я упомянул об этом, но он возразил, что ощущать можно и глазами — когда не вглядываешься в предмет прямо”.

В этом отрывке речь идёт о восприятии недифференцированного визуального фона.

Герой следует совету: “Когда я фокусировал взгляд в точке прямо перед глазами, вся периферийная зона моего поля зрения однообразно окрашивалась сверкающим зеленовато-жёлтым цветом… Внезапно я осознал перемену оттенка в точке, находящейся примерно на середине пола. Справа от меня, по-прежнему на периферии поля зрения зеленовато-жёлтый оттенок стал ярко пурпурным”.

Таким образом герой обнаруживает “враждебную точку”. Благополучное “пятно” находится аналогично. “Я понял, что произошло ещё одно изменение окраски, опять на периферии моего зрения. Однородный зеленовато-жёлтый цвет, который я видел повсюду, превратился в одном месте справа от меня в яркий серо-зелёный”.

Реальное обнаружение скрытых признаков и объектов происходит сходным образом.

Элементы дКВ также описаны у К. Кастанеды.

Для “остановки внутреннего диалога” дон Хуан предлагал герою: “…подолгу ходить с расфокусированными глазами, пользуясь только боковым зрением.

Он утверждал, что, если удерживать расфокусированные глаза на точке чуть выше горизонта, то получаешь почти полный 180-градусный обзор. Он настаивал, что это упражнение является единственным способом остановки внутреннего диалога.”

“Остановка внутреннего диалога” — это особое состояние медитативного типа, провоцируемое дКВ. Перегруженность перцептивных каналов приводит к прекращению и прецептивной, и мыслительной, и имагинативной деятельности сознания.

Следствие ДКВ-медитации — возникновение высокоэнтропийных состояний сознания, от которых можно двигаться по траекториям формирования иных, нежели обычные, организованностей сознания, “необычных реальностей” в терминологии К. Кастанеды.

“Остановка внутреннего диалога” представляет собой “сворачивание” сложных организованностей сознания в простые формы вплоть до их “растворения” в фоне. Это создаёт предпосылки для построения техник выявления слабых и скрытых признаков.

Использование К.

Кастанедой техники дКВ в мыслительных и архетипических конструкциях неизбежно актуализирует весь набор связанных с дКВ тем — использования перцептивного фона для получения скрытой информации, воли, контрпроцесса, видения мира “таким, каков он на самом деле”, асимиляции описаний предписаниями, преодоления стереотипов мышления и поведения, двоемыслия (у Кастанеды двоемыслию соответствует “контролируемая глупость”), объёмного сознания и т.д. 

*Я имею в виду, помимо Кастанеды, Ауробиндо и Гурджиева. Их роднит множество общих черт — и межкультурный статус, и детально разработанная техника внутренней работы, и произвольное обращение с традиционными системами знаний.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/dekoncentraciya_i_meditaciya/

Ссылка на основную публикацию