Карл густав юнг и его тень

Почему раздражают люди? Карл Юнг о тени и механизме проекции

У швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга и писателя Германа Гессе можно найти поразительно схожие мысли относительно того, почему некоторые люди раздражают нас так сильно. Вот пара показательных цитат:

Как отмечают Гессе и Юнг, если кто-то говорит или делает что-то, кажущееся эгоистичным или грубым, а мы в ответ испытываем злость или разочарование, значит, в этом опыте есть что-то, что может рассказать нам больше о нас самих.

Это не значит, что другие люди не ведут себя аморально или что наше суждение о таком поведении полностью безосновательно. Речь о том, что наша негативная эмоциональная реакция на воспринятые недостатки других людей отражает что-то, происходящее внутри нас.

Психологическая проекция — известный механизм самозащиты. Он вызывает проецирование наших собственных неуверенностей, изъянов и недостатков на других. Когда мы строго судим кого-то другого за то, что он груб, эгоистичен или глуп, в каком-то смысле мы делаем это для того, чтобы избежать противостояния этим характеристикам в нас самих.

В своей работе «Исследование феноменологии самости» Юнг говорит о «тени» — неизвестной, темной стороне личности.

Она темная, потому что является инстинктивной, иррациональной и примитивной, состоящей из таких импульсов, как похоть, власть, жадность, зависть, гнев и ярость. Но она также является скрытым источником творчества и интуиции. Осознание и интеграция теневого аспекта существенны для психологического здоровья — процесса, названного Юнгом индивидуацией.

Тень темна также потому, что она скрыта от света сознания. Согласно Юнгу, мы подавляем эти темные аспекты бессознательного, именно поэтому рано или поздно начинаем проецировать их на других. Он пишет:

Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать.

Нет, не человек или его поведение беспокоит нас, а наша реакция на него. Но мы можем использовать эту реакцию как инструмент для рефлексии, чтобы выяснить, почему эта злоба и раздражение возникают.

На каком-то глубоком внутреннем уровне мы знаем, что все люди в сущности одинаковы. Это не «другой». Это «мы» или «наше», выраженные в различных телах с различными точками зрения. Священник Эдвард Бикерстет в «Трактате о молитве» так описывает один эпизод из жизни английского христианского реформатора Джона Брэдфорда: 

Цитата открыта для различных интерпретаций, но в свете этой дискуссии, можно сделать вывод, что Брэдфорд осознавал зло — теневой аспект — в себе, которое привело кого-то другого к совершению преступления и впоследствии к казни.

У каждого из нас есть тень, как и свобода принимать собственные решения. И каждый из нас способен совершать то, что будет его беспокоить. Но именно появление этого беспокойства заставляет нас противостоять теневому аспекту личности.

При этом негативные эмоции, которые у нас возникают по поводу поведения других людей (раздражение, злость, ярость), можно использовать для внимательного изучения своей реакции, знакомства со своей тенью и в, конечном счете, со своей личностью во всей ее многогранности.

Читайте также 

— Как возникают эмоции, о существовании которых мы не подозреваем

— Осознанность: почему не стоит избегать негативных эмоций?

— Интервью с Карлом Юнгом: «Единственная существующая опасность — это сам человек»

Перевод: «Философские беседы»

Обложка: Douglas Glass / Popperfoto / Getty Images

Источник: https://monocler.ru/pochemu-razdrazhayut-lyudi/

Архетип «Тень»

Архетип «Тень» – это один из первообразов нашего бессознательного, описанный великим Юнгом. В нашей психике таится и до поры до времени молчит неизвестный нам зверь. Это древнее животное просыпается, когда коснулись нашей раны или неприятного воспоминания.

У всех оно разное это животное. Разное по виду и по мощности. В зависимости от степени и характера травмы этот зверь и предназначение получает индивидуальное.

У кого-то – это неприглядная сторона личности, а для иного защитник, выступающий на помощь тогда, когда боль уже невозможно терпеть.

Видеть в других то, что мы не хотим отмечать в себе, – Юнг назвал это «проекцией». Таким образом сознание защищает себя от признания  темных сторон нашей личности, а они никуда не исчезают внутри психики,  мы проецируем их на других людей. Сначала отвергаем, а затем – проецируем.

Происходит это от того, что нам очень трудно признаться себе в своих промахах и ошибках, так как это вызывает боль и стыд. И вместо того, чтобы противостоять этому, мы идем на всякие ухищрения, чтобы доказать, что  правы, даже если при этом делаем больно своим близким.

Архетип «Тень». Драма, разворачивающаяся в нашей психике, имеет множество актеров и лиц, одно из которых именуется «Тень». Наше «эго» — это только верхушка айсберга, плывущего над морем.

Под ней — бессознательный разум — огромная глыба льда, скрывающаяся под водой. Это наши подавленные мысли, воспоминания, эмоции и желания, о которых мы предпочитаем даже не вспоминать. Это наша «Тень».

Юнг считал, что «Тень» незаметно контролирует большую часть того, что и как мы думаем, говорим или делаем.

Поскольку «Тень» не видна и актуализируется лишь в экстренных ситуациях, ее влияние на наши поступки подобно воздействию подземных толчков на земную кору. Титанический сдвиг породы происходит через миллионы лет.

Тогда, когда уже никто не помнит начала начал, то есть истинных причин разрушительного разлома земли.

Слово «архи» означает высшую степень чего-либо. «Тип» – явление, заключающие в себе черты, повторяющиеся в большом ряде других, подобных им.  В случае с «Тенью» – это мощнейший заряд целого комплекса отрицательных чувств к кому-либо или себе самому, вытесненный на задворки психики болью или стыдом владельца.

Архетип «Тень». Признать в себе «Тень», значит проявить мудрость и стать целым. То есть целомудренным. Это значит присоединить к себе свою собственную силу и мощь. Для этого необходимо осознание болезненных моментов, осознание своей реакции на них и признание этой реакции.

Это не так уж сложно проделать в случае со стыдом. Достаточно обратиться к грамотному психологу или психотерапевту. Существуют простые и понятные техники работы со стыдом и виной.

Идеальный индивидуум в обществе – это тот, который соответствует его, нереальным для обыкновенного человека, стандартам. Выйдя за рамки этого стандарта, человек начинает испытывать чувство вины и стыда.

Проблема, с которой в этом случае сталкиваются люди, которые встречаются с «Тенью», это вопрос: «Неужели я плохой человек?» Ведь признание «Тени» означает признание, что у нас всех есть темные стороны, о которых нам не хотелось бы вспоминать.

Но почему люди решили, что «запрещенные» мысли и «неправильные» желания свидетельствуют о том, что они «плохие»? Это вполне может быть и не так. А иногда даже наоборот. Дуальность жизни.

Боль

А вот, если первопричиной была боль, дело обстоит куда сложнее. С болью не всякий терапевт со стажем сможет помочь.

Боль – это одна из возможных причин ухода в «Тень». Боль порождает страх, а страх блокирует выход травмы. Мы говорим о психической боли, которая, в свою очередь, может быть вызвала как физическим так и психологическим насилием. И опять-таки, сложности по устранению боли возникнут в большей степени от психической травмы.

Воронка психической травмы (из рабочих материалов практикующего психолога-психотерапевта)

Испуганный зверек забьется глубоко в бессознательные недра психического травматического материала. И выманить его можно будет только похожими на саму травму стимулами. А они, как правило, очень болезненные. Кроме того, самые раненые и загнанные зверьки – это фантомы детского страха.

И положили их в нашу психику самые близкие люди, а, следовательно, и достать смогут тоже только близкие. Положили родители, а вытащат на поверхность – наши вторые половинки. И вот в этот момент они должны стать поддержкой и опорой, а не пугаться невиданного зверя. Необходимо приручить его. И лаской потихоньку помочь выйти из укрытия.

Только сила Любви и терпение любящего сердца покажут зверьку новую, лишенную страха жизнь. И это будет долгожданный выход из «Тени».

Архетип «Тень». Юнг говорил, что при определенных обстоятельствах абсолютно все люди обладают склонностью к ужасным и жестоким вещам.

Как ни парадоксально, единственный способ борьбы с этим – это признание факта существования темных сторон у себя и у других. Увидеть свою «Тень» страшно. Не менее страшно увидеть скрытую темную сторону своих близких.

Способ принятия один: давать право на ошибку себе и людям. Это огромная Сила и Мудрость. Только так возможно стать целым. Это единственный путь обретения целомудрия.

Источник: http://mercabadom.ru/arhetip-ten/

Теории личности и личностный рост

Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты.

«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому» (Jung, 1931, р. 59).

Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура.

В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго.

Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнана.

В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее. Образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена.

Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас.

Юнгианский подход к тени стал предметом многих популярных книг и статей (см.: Abrams & Zweig, 1991 и Abrams, 1994, о точке зрения на тень в Америке).

Древний китайский мудрец Чжуан-цзы (369–286 до н. э.) описывает подход к установлению контакта с тенью, который заметно похож на юнгианский:

«Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого.

Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть.

Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов» (in: Merton, 1965, p. 155).

Каждая подавленная частица тени представляет часть нас самих. И пока мы храним этот бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем. По мере того как тень становится все более осознанной, мы получаем обратно подавленные части самих себя. Кроме того, тень остается негативной силой в психике.

Тень — кладовая значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной — является главным источником нашей творческой энергии.

Подобно всем архетипам, тень уходит корнями в коллективное бессознательное, и это может открыть доступ к множеству ценного бессознательного материала, отвергаемого эго и персоной.

Следующий отрывок ясно иллюстрирует юнгианское понятие тени и бессознательного в целом:

«Вопрос, который вы называете техникой установления контакта с тенью, очень труден и важен. Это фактически не является «техникой», так как техника означает то, что заранее известно, способ, связанный с основной трудностью или задачей, даже некое предписание. А это можно сравнить с дипломатией или управлением государством.

Это, например, не отдельная техника, которая могла бы помочь нам примирить две противостоящие друг другу политические партии… Если кто-то может говорить о технике вообще, это включается только лишь в аттитюд. Во-первых, нужно принять опыт тени и серьезно к нему отнестись. Во-вторых, необходимо знать ее черты и стремления.

В-третьих, длинные и сложные переговоры с ней будут неизбежны…

Читайте также:  Вегетарианский суп с крупой: польза круп

Никто не знает, каким может оказаться конечный результат таких переговоров. Известно только, что осмотрительное сотрудничество приводит к тому что проблема меняет свои очертания.

Очень часто основные невозможные желания тени оказываются не более чем угрозами, обусловленными нежеланием части эго выйти на серьезное рассмотрение тени.

Такие угрозы обычно ослабевают, если встретить их серьезно» (1973, р. 234).

Только когда мы размышляем, мы понимаем это, и тень появляется в другой форме. Установление контакта с тенью — пожизненный процесс всматривания и правдивого отражения того, что мы видим. Надо только удержаться в нашем основном, аутентичном ядре, нашей сокровенной самости (Франц, 1995).

Для размышления. Тень

Один из аспектов тени может быть персонифицирован в образе маленького демона, посвятившего себя тому, чтобы навредить вам или расстроить ваши замечательные планы. Он может появляться как непримиримый критик или как вопрошающий судья. Приведенные ниже вопросы направлены на то, чтобы помочь вам лучше понять этот аспект вашей тени.

1. Подумайте о том, как бы вы описали в деталях вашего личного демона и то, как он действует в вашей жизни. Когда он появляется? Делаете ли вы что-нибудь, что, как вам кажется, может послужить началом преодоления демона?

2. Если бы можно было персонифицировать этот аспект тени, на что он был бы похож? Есть ли у него имя? Как он был бы одет? Какими могут быть его любимые выражения?

3. Пообщайтесь с этим персонажем. Обсудите его хорошие качества. Как он помог вам? Как он поощрял или останавливал ваш личный выбор и рост?

Психология bookap

4. Какой внутренний персонаж может быть противоположен вашему личному демону? С мыслями об этом противоположном персонаже пересмотрите пункты 1 и 3.

Источник: https://bookap.info/book/freydzher_teorii_lichnosti_i_lichnostnyy_rost/gl91.shtm

Подсознание, Персона и Тень

Думаю прежде всего необходимо начать с определений. А их для сознания уйма.

  • Сознание – это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление. Не будет тела – останется сознание.
  • Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
  • Сознание – состояние человека в здравом уме.
  • Сознание – центр обработки информации и принятия решений.
  • Сознание – способность «видеть» себя со стороны, способность не быть собой.
  • Сознание – противостояние рефлексу.
  • Сознание – состояние человека, позволяющее иметь собственное «Я» и относить себя к окружающему миру.

Да определений не счесть но ни одно из них не может чётко сказать что это за штука такая. Кроме того что у людей оно есть.

Я бы сказал, что сознание это инструмент, способный выделить и соединить, внешние и внутренние элементы мира по волеизъявлению человека.

Подсознание

Подсознание (англ. subconsciousness) – термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. В науку термин введён Пьером Жане (Pierre Janet) в его философской диссертации в 1889 г., и понятие развито далее в его медицинской диссертации «Психический мир истериков» («L'état mental des hystériques»), в 1892 г.

Термин «подсознание» использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменен им на термин «бессознательное» (англ.

the unconscious), предназначенный им в основном для обозначения области вытесненного содержания (преимущественно – социально неодобряемого).

Последователи Фрейда, например, Жак Лакан, в описании психической жизни полностью отказались от оппозиции «над-/под-».

Выделилось в отдельное понятие «неосознаваемое» (англ. nonconscious), обозначающее обычно автоматические (в том числе – и рефлекторные) действия (И. П. Павлов, Д.Н. Узнадзе ), не контролируемые сознанием, а также «предсознание» (англ. preconscious) – то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время не осознано.

Карл Густав Юнг вновь обратился к термину подсознание для описания архаичной сути человеческой психики (архетипов), однако в настоящее время термин подсознание в научной психологии практически не используется.

То есть у нас получается что подсознание это некоторая структура действия которой протекают без отображения в сознании. А также содержащее вытесненные, отвергнутые сознанием элементы. В котором существуют и работают некоторые психические первообразы . Элементы таящие в себе силы подсознания.
Персона и Тени

И наконец необходимо встретится с последние из элементов нашей головоломки.

Персона

Персона – это коллективный образ, и мы ошибемся, если будем воспринимать индивидуальность через нее. Так, актер с длинными волосами и в необычной одежде смотрится как что-то уникальное (как личность), в то время как он просто оделся и выглядит как другие артисты группы.

Или, например, любезность г-жи такой-то, жены священника, как кажется, говорит о ее доброй натуре, но в действительности она просто считает, что жена священника должна быть добрым другом всем, кто в ней нуждается. Конечно, люди выбирают себе те роли, которые им близки, и в этом смысле Персона – это человек, но никогда не весь.

Человеческая природа непостоянна, что проявляется и в исполнении роли, и тогда неизбежна фальшь.

Персона необходима: она упрощает контакты, указывая, чего нам ожидать от людей, и в целом делая их приятнее, как хорошая одежда скрывает безобразные тела. Тому, кто пренебрегает развитием Персоны, сложно устроиться в мире, и он нередко оскорбляет окружающих вызывающим поведением.

Тень

В смысле коллективного бессознательного Тень – это природный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным.

Тень не может быть до конца преображена воспитанием, и во многом она осталась с детства, когда наши действия были чисто импульсивными.

То, что в Тени общего для всех, выражает себя в таких образах коллективного сознания, как властитель скрытого, невидимого, подземного мира, – из которых современный человек лучше всего знаком с Дьяволом.

Для иллюстрации образа Тени Юнг нашел также мифологический образ обманщика-трикстера (трюкача), который в сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение свои самые худшие качества, соответствующие более низкому уровню развития сознания человечества. К этому образу мы обратимся позднее, а пока рассмотрим Тень как скрытое, а потому наиболее зловещее и опасное в человеке.

Тень – это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто хочет делать то, чего мы себе уже не позволяем, — мистер Хайд нашего доктора Джекила.

Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда, войдя в раж, потом оправдывает себя: “Это не я, на меня словно что-то нашло”. То, что на него “нашло”, – это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности — Тень.

Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом.

Называя этот аспект бессознательного Тенью, Юнг хотел не только обозначить его как нечто темное и зыбкое. Нет тени без солнца, и нет Тени бессознательного без света сознания. Тень – “нижняя”, наиболее внутренняя функция человека, – неизбежна, и он без нее нецелостен. Образуя противовес сознанию, она служит толчком внутреннего развития.

Как отмечал мифолог Дж. Фрезер, дикари, как правило, считают свою тень, как и отражение в воде или зеркале, своей душой или жизненно важной частью себя.

Суеверия гласят, что человек, не отражающийся в зеркале,– это вампир, а человек без тени – это сам черт, отчего мы всегда подозрительны к тому, кто кажется “слишком хорош, чтобы это было правдой”.

Как аналитический психолог, Юнг пришел к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться ее подавить. Человек должен найти способы жить темной стороной своей личности – от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье.

Принятие Тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии.

Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она вырастает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждет случая, чтобы прорваться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице “В тихом омуте черти водятся”.

о и выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру). Поэтому Тень для Юнга – это “моральная проблема, которая затрагивает “я” целиком”, проблема огромной важности, которую не надо недооценивать.

Итоги

Теперь попробуем всё это связать во едино.

https://www.youtube.com/watch?v=poxbJeOwAMg

У человека есть Сознание в котором есть некоторая Персона – представляющая некоторую активную внешнюю роль человека. А также есть Подсознание в котором есть Тень – активная часть отвергнутого в сознании.

Причём реально ни одна из этих частей не противопоставлена другой, конечно если в этом нет желания самого человека. Как вы понимаете война против одной из частей может привести только к разрушению баланса и созданию ещё больших проблем для вас. Ведь стремясь разрушить свою тень вы добавляете к ней ещё больше элементов и стремитесь настроить её агрессивно против себя.

А стремясь разрушить персону вы усиливаете тень и в конечном итоге управление процессом переходит неподготовленной тени и результат этого достаточно плачевный для вас.

Любая из частей вашего разума изначально на вашей стороне. Проблема обычно возникают при желании подавить или отрезать какой то участок себя. Тот который вам не нравится. Но это всё равно что наказывать нож за то что он острый. Или ружьё за то что оно стреляет. Но в отличие от того же ружья эти инструменты имеют свой разум и стремление проявлять себя.

А, подавляя их, ограничивая их способность творить, вы тем самым принуждаете их к творчеству в тех местах в которые ваш разум не заглядывает. Подавляя нечто достаточно серьёзное вы создаёте внутри себя своего рода бомбу замедленного действия. При взрыве, неконтролируемый поток творчества прорывается сквозь все заслоны и проявляет себя с самых грубых формах.

А после он опять набирает силы до следующего прорыва.

Но из этой ситуации есть простой выход. Можно сказать даже алгоритм.

  1. Осознание существование проблемы.
  2. Снятие сознательных ограничений.
  3. Создание условий конструктивного применения потока.

И бывшая ранее проблема, оказывается новым источником сил для вас.

 

Источник: http://DarkBook.ru/osnovy-razuma-podsoznaniye-persona-i-ten

Карл Густав Юнг: знает о тебе больше, чем ты думаешь

Карл Густав Юнг — основатель аналитической психологии, не потерял свой высокий статус в отличие от своего заклятого друга и радушного врага — Зигмунда Фрейда. Последнего сейчас редко воспринимают всерьез, причем немало усилий по уничтожению «научности психоанализа» приложил сам Юнг.

Но мы не будем вдаваться в подробности этого противостояния, достаточно лишь сказать, что аналитическая психология сегодня живет и здравствует, ее методы активно применяются по всему миру и она помогает людям, а психоанализом занимаются лишь отъявленные романтики — эта дисциплина в опале у научного сообщества.

Впрочем, нельзя рассматривать личность Карла Густава Юнга только с позиции психологии, ведь он был еще и отменным знатоком человеческой истории и мифов, которые порождает каждый из нас. Он ввел в научный дискурс такие термины, как «коллективное бессознательное» и «архетип».

Юнг не боялся идти вразрез с общими представлениями науки ХХ века, потому и смог добраться до самых потаенных уголков нашего разума. Ему удалось описать (хотя и не полностью) влияние мифа на становление человеческого разума, а значит и его страхов, слабых и сильных мест. Разумеется, у такого человека полно железобетонных высказываний, которые могут помочь разобраться в собственной жизни.

Приводим их с надеждой, что ты не будешь ограничиваться лишь цитатами, но и ознакомишься с трудами этого, без сомнения, уникального человека. Прочитанное принесет тебе пользу, даже если ты из тех парней, которые любят говорить: «психология — это не наука».

Читайте также:  Аффирмации на любовь к себе

Всегда забавляло это деление на оптимистов и пессимистов — казалось, что и те, и другие теряют значительную часть жизни.

Даже упускают, а не подпускают эту часть к себе, ведь их взгляд на мир чертовски однобок и статичен. Если тебе интересно быть человеком, который использует свои чувства и разум по полной, то придется смотреть на мир двумя глазами, а не одним. Это сложнее, чем кажется, но и, одновременно с этим, безумно интересно.

О коллективной вине

Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину.

Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным.

– Из интервью от 11 мая 1945 года –

Если происходят трагические события на уровне целой страны, то народ предпочитает искать виновного, жаждет крови и расплаты, но не справедливости ради, а лишь затем, чтобы самому не понести наказание.

Но проблема в том, что виновата не маленькая группка людей у власти — виновато все общество, которое допустило эту группу во власть.

Об этом Юнг очень подробно рассказал в послевоенном выпуске швейцарской газеты Die Weltwoch.

О страхе перед миром

Если ты узнал себя в этом высказываний, то еще не все потеряно — каждый когда-то боялся этого мира и все люди, по своей природе, не далеко ушли от этого самого «примитивного человека». Но сегодня у тебя есть возможность изменить себя. Для этого необходимо провести работу над собой, своими страхами, фобиями и тайными желаниями.

О профессиональном сообществе

Хотя я сам врач – medicus medicum non decimat, – тем не менее, должен с сожалением констатировать, что именно врачи мешают нашим усилиям. Профессиональный дух всегда враждебен даже к самым полезным новшествам.

Стоит только подумать о прискорбном отношении врачей к антисептикам и борьбе с послеродовой лихорадкой! Снова и снова я сталкиваюсь с положительно безграничным невежеством своих ближайших коллег, психиатров, в отношении психологии и лечения неврозов.
– Письма –

Забавно, что именно те люди, которые считают себя профессионалами в той или иной сфере, тормозят развитие этой области. Парадокс. Но примеров тому мы видим множество.

Просто есть такая когорта людей, которые не умеют создавать новые смыслы, новые решения проблем, но прекрасно могут пользоваться опытом предыдущих поколений.

Они цепляются за прошлое, думая что истина обитает только там и нигде больше, потому и встречают любую инновацию с изрядной долей враждебности. Ты можешь столкнуться с этим, причем не единожды.

Новые взгляды

Над самим Карлом Густавом Юнгом часто нависала тень «дурной славы», ведь его методы совершенно отличались от тех, которые были приняты в общей массе. Однако именно новый ракурс на проблему дает человечеству новое, порой лучшее, решение этой проблемы.

Об игре в «мужика»

Персона, идеальный образ мужчины, каким он должен быть, изнутри компенсируется женской слабостью, и как внешне индивид играет роль сильного мужчины, так внутри он становится.
– Отношения между «Я» и бессознательным –

Вообще, Карл Густав Юнг в этой книге, если ты вдумчивый читатель, дает отличные советы по поводу того, как не попасть под каблук. С точки зрения Юнга в каждом мужчине обитает персона и его анима (женская сторона).

Если подавлять аниму, то она начнет проецироваться на личные отношения с женщинами, делая мужчину подвластным их влиянию — так рождаются подкаблучники. Если же усиливать власть анимы, то сами девушки будут считать себя неполноценными.

В общем, тема занятная и, на первый взгляд, звучит безумно, но это просто потому, что рассказать о проблеме в одном абзаце просто невозможно.

О критиках психологии

Меня всегда изумляет, когда люди говорят, что они отвергают психологию. Мне бы и в голову не пришло отвергнуть литературоведение или эстетику, потому что они тоже занимаются определенными аспектами человеческой души, и я не могу понять, как мои коллеги из других профессиональных сфер оправдывают отвержение психологии.

Мне и не снилось ставить психологию на место эстетики или что-то в этом роде. С другой стороны, даже ребенку понятно, что у художника тоже есть человеческая душа, которая, по крайней мере, по своим качествам, схожа с душами обычных смертных.

Я лучше понимаю сопротивление философов, поскольку психология пилит ветку, на которой они сидят, коварно лишая их иллюзии, что они представляют абсолютный дух.
– Письма –

Завершим наш парад цитирования мыслью Юнга о критиках, которые, в свое время (да и сейчас) обложили психологию со всех сторон.

Сами мы думаем, что многие психологические проблемы нашего общества решаемы, но не абсурдным законотворчеством, а созданием серьезной системы психологической поддержки, которой у нас просто нет.

Каждый борется с внутренними демонами собственными силами, а это не всегда лучший путь.

Источник: https://BroDude.ru/karl-gustav-yung/

Эдвард Эдингер Комментарии к “Эону” («Aion») Карла Густава Юнга Глава 3 Параграфы 13-42 Тень

Обсуждая тень, мы склонны объединять этот предмет с нами самими и нашим окружением. Как говорят в народе: помни черта, и он появится. Если об этом не забывать, у Дьявола было бы меньше шансов незаметно подкрасться сзади.

Говоря об эго в прошлой главе, мы лишь скользили по поверхности. Такова природа эго – это внешний феномен.

Для того чтобы погрузиться глубже эго, следует сломать эту ледяную корку, после чего первым, с чем вы столкнетесь в индивидуальной психике, окажется тень.

Короткая глава из книги «Aion» Юнга представляет самое подробное и всестороннее изложение природы тени, на которое автор постоянно ссылается, хотя немногословное и несистематизированное. В «Двух эссе об аналитической психологии» Юнг говорит о тени, в отношении личного бессознательного.

Юнг определяет тень как «негативную сторону личности, сумму всех неприятных качеств, которые мы склонны прятать, вкупе с недостаточно развитыми функциями».

На мой взгляд «недостаточно развитыми функциями» Юнг называет инфантильную психику, то есть, речь идет о недоразвитом аспекте остаточной инфантильности.

В 17-м параграфе «Aion» Юнг пишет о проекции тени и отмечает, что эффект проекции тени изолирует субъект от окружения, превращая реальные отношения в иллюзорные. Данная тема часто затрагивается в аналитической практике.

Вновь и вновь пациент приносит на анализ проблемы, которые коренятся в теневых проекциях. Когда это происходит, а в особенности когда в снах действуют теневые фигуры, связанные с людьми в окружении сновидца, теневая фигура должна быть возвращена обратно в психику пациента.

Образ, иллюстрирующий этот процесс — рециркуляционная (рефлюксовая) колба – изображен на рисунке 3. Содержимое колбы нагревают, в результате чего пар поднимается, конденсируется в верхней части сосуда, а затем возвращается на дно.

Это то, что следует делать при анализе теневой проекции: вместо того чтобы позволить проекции просочиться наружу, мы возвращаем ее обратно в психику пациента.

Рисунок 3. Рециркуляционная колба.

Рециркуляционная колба двух разновидностей: первая из алхимического текста XVII века и вторая из современной химической лаборатории. Их применение одинаково: вещество подвергается нагреванию в нижней части сосуда, испаряется и поднимается вверх, где конденсируется, потом, по мере охлаждения, вновь опускается вниз, где находилось изначально. Параллель психологической работе с проекцией тени.

Успех выполнения этого процесса зависит лишь от того, подходит ли пациент для анализа, и нам не следует проявлять излишний оптимизм в оценке, сколько из наших пациентов являются настоящими кандидатами. Если процесс перегонки наталкивается на агрессивное сопротивление, это значит, что для данного конкретного человека аналитический метод не подходит.

Взаимодействуя с слабым или слишком молодым эго, необходимо помнить что оно часто оказывается неспособным к ассимиляции тени. Метафорически говоря, человек в маленькой лодке не может пытаться вытащить большую рыбу, потому что в лодка тогда перевернется и пойдет ко дну. Следовательно, сопротивление анализу теневых проекций может быть оправданным.

Для того чтобы развиться правильно, юное эго должно начать с отделения себя от тени и установления, что для него благо, а что зло. Такое эго находится в состоянии своего рода «исповеди отрицания грехов», принятой в древнеегипетской религии. Согласно Книге Мертвых, покойный приходит на суд, где встречает богиню истины Маат и произносит перед ней исповедь.

Умерший говорит богине так:

«Я знаю имена 42 богов. Вот, я знаю вас, владыки справедливости. Я не чинил зла людям, я не нанес ущерба скоту.

Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного, я не кощунствовал, я не поднимал руку на слабого, я не делал мерзкого перед богами, я не угнетал раба перед лицом его господина, я не был причиной недуга, я не был причиной слез, я не убивал, я не приказывал убивать, я никому не причинял страданий, я не истощал припасы храмов, я не портил хлебы богов, я не присваивал хлебы умерших, я не совершал прелюбодеяния, я не сквернословил, я не прибавлял к мере веса, я не давил на гирю, я не плутовал с отвесом, я не отнимал молока от уст детей, я не сгонял овец и коз с пастбища, я не ловил рыбу богов в прудах ее, я не останавливал воду, когда она должна течь, я не преграждал путь бегущей воде, я не гасил жертвенного огня в час его, я не пропускал дней мясных жертвоприношений, я не чинил препятствия богу при его выходе. Я чист. Я чист. Я чист. Я чист».

В таком случае, прежде чем какой либо анализ тени станет возможен, эго нуждается в длительной поддержке и укреплении границ.

Вот почему аналитик будет полностью согласен с пациентом, что те ублюдки, с которыми ему приходится иметь дело, реально отвратительны.

В этом тоже есть доля истины, поскольку могут иметься немалого размера «крючки», на которые эти проекции цепляются. И то, какой путь должен быть избран в анализе, зависит от уровня развития эго конкретного пациента.

Источник: https://castalia.ru/perewody/yungiantsy-blizhnij-krug/2635-edvard-edinger-kommentarii-k-eonu-aion-karla-gustava-yunga-glava-3-paragrafyi-13-42-ten.html

Карл Густав Юнг и аналитическая психология

Если Зигмунд Фрейд считал главным двигателем психики энергию наслаждения, то создатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875-1961), пользуясь тем же термином «либидо», имел в виду, скорее… стремление к страданию.

Зигмунд Фрейд считал себя, в первую очередь врачом, а потом уже мыслителем. Создатель одного из главных направлений глубинной психологии — «Аналитической психологии», был, в первую очередь, философом, хотя и оставался дипломированным врачом – психиатром.

Именно разное понимание энергии, движущей психикой человека привело к разрыву отношений между Фрейдом – создателем психоанализа и Юнгом – первым президентом «Международного психоаналитического общества». Для К.Г. Юнга либидо – это свойственное только человеку стремление к психической активности в самых разных ее проявлениях.

В отличие от животных, человек стремится к личной активности, к проявлению самого себя во внешнем мире и познанию смысла собственной жизни. Животные во всем этом не нуждаются. Они понимают или чувствуют цель собственной жизни, знают где, когда и как питаться или размножаться…

Человек – странное животное. Его эволюция привела к необходимости совершать психические усилия, чтобы выбрать ту или иную форму поведения.

Необходимость совершать усилия и делать выбор современная культура считает страданием, а Юнг считал систему подобных усилий, — главным психическим процессом человеческой жизни.

Непрерывные усилия, затрачиваемые личностью на выбор оптимальных для себя форм поведения (выбор партнера, профессии, места учебы, способов общения с окружающими, творческий выбор и т.д.

) Юнг назвал «индивидуацией», — то есть становлением индивидуальности.

Откуда же берется психическая энергия для подобных усилий?

— Она возникает в момент, когда человек осознает необходимость выбора.

Энергию дает борьба противоположных тенденций в психике человека. В нас, например, ежеминутно борются пассивность и активность.

Мы выбираем: полежать на диване и посмотреть телевизор или выйти из дома для того, чтобы научиться чему-нибудь новому или помочь близким.

В конечном итоге, сдвинемся ли мы с места, зависит от интенсивности возникающей в душе борьбы. Если ее нет, то мы… продолжаем спокойно лежать у телевизора.

Более того, каждому нашему желанию или свойству характера соответствует его противоположность: если мы идем помогать болеющему родственнику, то жалеем, что не остались дома у телевизора, а если остались дома у телевизора, то испытываем чувство вины, что не стали помогать близкому человеку.

Читайте также:  Царица раджа-йога

В структуре нашей души есть базовые конгломераты таких противоположностей, которые и являются основными «энергетическими турбинами» психики любого человека. Представьте себе, например три китайские монады (Инь и Ян), плавающие в пространстве общего для всех людей бессознательного.

С точки зрения аналитической психологии, эти энергетические формы появились в процессе эволюции психики: ведь коллективному сознанию первобытного племени, расы или нации тоже приходилось совершать выбор.

Конечно, у нас нет конкретных воспоминаний о борьбе противоположных начал в человеческой душе, происходившей тысячи лет назад. Однако, эта борьба продолжается в открытом Карлом Юнгом коллективном бессознательном человека.

Сами «энергетические воспоминания» для нас в форме мифов и сказок сохраняет культура – в этом, согласно Юнгу, главная функция культуры, как социального института.

Коллективное бессознательное лежит в нашей душе глубже индивидуального бессознательного Фрейда. Если бессознательное классического психоанализа создается с помощью вытеснения (см. нашу предыдущую статью), то коллективное бессознательное мы наследуем, принимая его не только от родителей, но и от культуры, как целого.

Три «монады», плавающие в пространстве коллективного бессознательного – это три «динамо-машины», запускающие движение человеческой психики.

Учтите только, что образ китайской монады – лишь символ, взятый мною из китайской культуры. В теории аналитической психологии сами «энергетические машины» не имеют конкретных образов.

Они лишь пустые формы – стереотипы, объединяющие сходный опыт переживаний людей разных народов и поколений.

У каждой культуры, да и у каждого из нас, свои способы наполнения этих пустых форм символическими образами. Например, для китайской культуры (в той самой монаде) «Инь» — женственное начало окрашено в черный цвет.

Для культуры европейской, наоборот – женское начало скорее белого цвета. Однако и та и другая культура символически изображают абсолютное начало познания в форме круга. Подобные формы Карл Юнг назвал «архетипами».

Я позволил себе включить шесть описанных Карлом Юнгом главных архетипов в структуру «трех монад», чтобы образно объяснить, каким образов психика получает свою энергию («либидо») в теории «Аналитической психологии». Шесть, выделенных Карлом Юнгом, основных архетипов можно объединить в три противоборствующих диалектических пары: 1. «Эго» и «Тень»; 2. «Анима и Анимус»; 3. «Персона» и «Самость».

«Эго» – это «Я», центральный архетип сознания.

«Тень» – его противоположность, центральный архетип сферы бессознательного, в котором сосредоточено все низменное, неприличное, опасное, скрывающееся в каждом из нас. В «Тени» находиться все, что мы про себя знать не хотим.

«Анима» — женское начало в психике мужчины.

«Анимус» — наоборот, мужское начало, содержащееся в душе каждой женщины.

«Персона» — это то, какими мы хотим казаться окружающим; это «маска», которую человек «носит», встречаясь с другими людьми. «Персона» — это то, что окружающие люди, а очень часто и сам человек, хочет считать самим собой.

«Самость» — это то, чем мы являемся в действительности. Центральный архетип личности, как целого. Именно встреча с «Самостью» является итогом и целью процесса индивидуации. Под «Самостью» Карл Юнг понимал, примерно тоже, что религия именует «искрой Божией в человеке».

Для того, чтобы из «искры» разгорелось «пламя», — «искру» надо раздуть. Встреча с «Самостью» — плод долгих человеческих усилий, связанных со страданиями, возникающих на пути достижения чувства гармонии и целостности.

Предложенное выше попарное объединение архетипов условно, поскольку каждый из членов такой пары, в свою очередь, содержит в себе свою противоположность.

Например, «Анима» — женственная сторона мужчины, — подразумевает в каждом мужчине наличие типичных женских черт.

Однако, каждая культурная традиция будет считать какую-то часть подобных черт характера отрицательной для мужчины, а какую-то – его положительным свойством.

Так, например, пассивная жизненная позиция, непредсказуемость и капризность, склонность следить за тенденциями моды, — нами воспринимаются как явно отрицательные свойства мужской натуры.

А вот чуткость, способность тонко чувствовать партнера и его желания, способность слушать и терпеливо ждать – мы склонны расценивать, как положительные свойства характера мужчины.

Мужская самооценка и выбор «мужественных» решений и поступков (мужественное либидо) возникает в борьбе положительных и отрицательных черт «Анимы»… в душе каждого мужчины.

Отрицательные черты «Анимуса» — мужской стороны женской души — проявляют себя в грубости, рискованном и вызывающем поведении, и… в остром критическом уме, способном унизить и даже «уничтожить» партнера по общению.

Кроме того, дама может поджать губы и думать про себя: «Вы можете говорить мне что угодно, но я буду настаивать на своем до конца!».

Мужское упрямство, как и упорство в отстаивании своего мнения может сделать даму абсолютно не женственной в восприятии противоположного пола.

Есть, разумеется, и положительные аспекты мужественности в женской душе. Это принципиальность и смелость, интеллект и духовность. Точно так же, как и в случае мужественности, борьба отрицательных и положительных тенденций «Анимуса» порождает женское либидо.

Психическая энергия в теории Юнга рождается не из стремления к сексу, а «секса» двух противоположных начал в душе каждого человека, поэтому она и у Юнга называется «либидо». Так гласит «принцип двойственности», — один из главных принципов «Аналитической психологии».

Если человек не учится осознавать двойственность собственного существования, то действующая в бессознательном психическая энергия может внезапно прорваться в сознание, разрушив любые «разумные намерения» или логические построения.

Подобные прорывы психической энергии К.Юнг именовал «автономными комплексами». Если мы не признаем существования «Тени» (агрессивности, властности, ревности или зависти) в самом себе, то, внезапно совершив агрессивный поступок, (например, ударив любимого мужа сковородкой по голове) женщина потом скажет в суде: «Это сделала не я!»; «Я не могла так поступить!»; «Меня бес попутал!».

Неспособность человека осознать наличие в собственной душе иррациональной (бессознательной) стороны приводит и к другим бедам. Мы должны осознавать, под воздействием какого архетипа находимся, поскольку в противоположном случае, могут возникать «архетипические проекции», которые сегодня принято называть «зависимостью».

Например, мужчина может приписать реальной женщине свойства своей «Анимы», то есть положительного женского идеала. Но женщина (как, впрочем, и мужчина) не может быть, ни идеалом, ни «богиней», ни «воплощением мечты», поскольку… она человек и у каждой из ее черт характера есть противоположная сторона.

Если мы, не осознавая образ собственной «Тени», как писал К.Юнг: «залипнув в Персоне», проецируем свою «Тень» на другого человека, то формируем «образ врага». Именно на склонности людей проецировать свои собственные недостатки и страхи на кого-то другого, ловко играл Иосиф Сталин в 1937 году. Чаще всего, «враги», которые мерещатся нам на темных улицах – тоже образы нашей «Тени».

Мы можем проецировать свою «Самость» (искру Божью) на образ духовного лидера… Именно так возникают тоталитарные секты.

Противоположности в нашей душе компенсируют друг друга, создавая напряжение, способствующее духовному росту личности. Если человек сознательно игнорирует некоторую сферу своей жизни, например, сексуальность, то бессознательное, с помощью сновидений, напоминает о ней.

Процесс индивидуации – это поиск гармонической связи сознательной и бессознательной тенденции в человеческой душе. Эту связь осуществляют символы – как символы сновидений (в личной жизни человека), так и символы искусства (в жизни культуры).

И те и другие символы, человек должен учиться понимать – осознавать какую информацию они пытаются донести до его сознания. Функцию гармонической связи архетипических образов (символов) с повседневной реальностью, Карл Юнг назвал «трансцедентальной функцией».

Это и есть функцию аналитика в процессе его общения с клиентом.

Для этой работы аналитик нуждается не только в рассказе клиента о своей жизни и ее проблемах, но и в том, что в аналитической психологии называется «иррациональным материалом».

В первую очередь, это сновидения, а кроме них, продукты творчества или воображения человека, пришедшего на встречу с аналитиком и его реакция на произведения искусства.

Осознание связи двух равноправных начал, действующих в душе каждого человека, помогает «анализанту» (так правильно называется клиент в Аналитической психологии) осознать призвание или смысл собственной жизни и обрести чувство цельности, которое, порой кажется утраченным навсегда.

Подготовлено для сайта http://www.чувствопокоя.рф

Источник: https://serebniti.ru/2016/05/karl-gustav-yung-i-analiticheskaya-psihologiya/

Карл Густав Юнг

Термин «Тень» впервые ввел Карл Густав Юнг

Основные идеи Юнга были связаны со взаимоотношениями человека со своей душой, целостностью и индивидуацией.

Сегодня многие считают его также духовным мыслителем, который предложил Западной культуре путь назад к духовности.

Юнг обнаружил образы, которые он назвал «архетипами», живущие в коллективном бессознательном и хранящие энергии, доступные для каждой человеческой души. Они формируют основу Модели Четырех Углов Shadow Work®: Маг, Монарх, Любовник и Воин.

Для понимания роли Юнга в Shadow Work® можно обратиться к работе Иоланды Якоби «Психологическое учение Карла Густава Юнга». Вот некоторые выдержки из ее книги, показывающие взгляды Юнга на то, что он называл «тенью».

«Развитие тени происходит параллельно развитию «Я»: качества, в которых «Я» не нуждается или которым оно не может найти применения, отстраняются или подавляются, и в результате их роль в сознательной жизни человека сводится на «нет». Поэтому у ребенка по существу нет «тени».

Поскольку в течение нашей жизни нам то и дело приходится подавлять в себе те или иные качества, тень никогда не осознается в полной мере.

Тем не менее, очень важно, чтобы ее наиболее значительные признаки были осознаны и приведены в соответствие с «Я»: это способствует усилению и оздоровлению последнего, развитию чувства его укорененности в нашей природе.»

Высвобождение тени тесно связано с тем, чего психоаналитики пытаются достичь с помощью «раскапывания» биографических данных, в особенности относящихся к детским годам. Работая с «теневыми» качествами человека в первой половине его жизни, Юнг в основном придерживается фрейдовских принципов: ведь одного только осознания этих качеств обычно оказывается достаточно для достижения результата.

«Тень» может найти свое проявление как в символической фигуре внутреннего мира, так и в реальной фигуре, принадлежащей миру внешнему. В первом случае она воплощается в материале бессознательного — возможно, в виде фигуры сновидения, персонифицирующей определенные психические качества индивида.

Во втором случае мы проецируем те или иные из наших скрытых, не осознаваемых признаков на того представителя нашего окружения, который в силу каких-то своих качеств наиболее приспособлен для этой цели.

Но проще всего заметить «теневые» качества в самих себе — для этого нужно только признать их принадлежность нашей природе.

Так происходит, например, когда нас охватывает приступ гнева, когда мы внезапно принимаемся изрыгать проклятия или вести себя по-хамски, когда против своей воли совершаем недопустимые в обществе поступки, выказываем мелочность, скупость, несдержанность, трусость, бесцеремонность или лицемерие, тем самым демонстрируя качества, которые при обычных обстоятельствах бывают скрыты или подавлены в нас настолько тщательно, что мы и не подозреваем об их существовании. Когда такие черты характера выплескиваются в столь явной форме, что их уже невозможно не заметить, мы удивленно спрашиваем себя: каким образом это оказалось возможно? Неужели это все — я?

Каким бы парадоксальным это ни казалось на первый взгляд, тень как alter ego может быть представлена также и позитивной фигурой. Подобная инверсия имеет место, когда человек живет, так сказать, «ниже своего уровня», не выявляя своих возможностей в полной мере; в таких случаях темное, «теневое» существование влачат именно его позитивные качества.

Можно сказать, что тень стоит на пороге «Царства Матерей», то есть бессознательного. Это двойник нашего сознательного «Я», растущий и формирующийся параллельно ему.

Эта темная масса опыта, никогда или почти никогда не допускаемого в сознательную жизнь, преграждает путь к творческим глубинам бессознательного.

Именно поэтому люди, лихорадочно, с крайним, запредельным напряжением всех сил стремящиеся всегда оставаться «на вершине», и неспособные признаться в собственной слабости не только другим, но даже и себе самим, столь часто впадают в бесплодие.

Они живут в своего рода духовной и моральной крепости — искусственной конструкции, которая отнюдь не способствует нормальному развитию и легко рушится даже под самым легким нажимом.

Таким людям очень трудно или даже невозможно встретиться лицом к лицу с собственной внутренней правдой, вступить в истинную связь с другим человеком, совершить какую-либо жизненно важную работу; чем больше подавленных качеств накапливается в их тени, тем сильнее их стягивают сети невроза. В юности «теневой» слой относительно тонок и переносится безболезненно; но с течением лет, по мере накопления все нового и нового материала, он делается тяжелой, часто невыносимой ношей.

Источник: https://shadowwork.ru/shadowwork/karl-gustav-jung/

Ссылка на основную публикацию