Самосовершенствование личности. введение в саморазвитие

Самосовершенствование. Самосовершенствование личности и человека. Путь самосовершенствования

Самосовершенствование и самопознание сходны по своим целям. Они направляют человека по пути духовного развития.

Когда мы хотим измениться, улучшить качество своей жизни, разнообразить ежедневную череду событий, повысить свою профессиональную и личную эффективность, мы задумываемся над тем, как изменить себя и своё окружение.

Каким образом использовать наши лучшие качества с наибольшей пользой и одновременно нейтрализовать слабые стороны натуры или же скорректировать их, поработать над тем, чтобы они не вносили дисбаланс в равномерное течение хода жизни.

Каким образом максимизировать свои сильные качества и усовершенствовать менее развитые — это один из главных вопросов, с решением которого можно повернуть жизнь к лучшему. Но для того чтобы на него ответить, нужно погрузиться внутрь себя.

Для начала нужно:

  • понять себя;
  • выявить самые сильные и слабые стороны натуры;
  • проанализировать профессиональные качества;
  • сформировать детальный план по проработке нуждающихся в усовершенствовании навыков или личностных характеристик;
  • приняться за реализацию плана.

Всё довольно ясно и понятно. Главное — это сделать первый шаг на пути самосовершенствования, и его нужно сделать сегодня.

Личностный и профессиональный рост

В первую очередь выберем, какого рода самосовершенствование нас интересует — профессиональное или личностное. Что касается профессиональных навыков, то их коррекцию и развитие во многом проще осуществить, и вот почему.

Они более конкретны и видимы, в то время как личностные качества настолько глубоко укоренились в самой вашей натуре, что бывает довольно трудно выявить их истоки (а ведь работа над исправлением и усовершенствованием начинается именно с выявления корня проблемы).

Многие личностные качества закреплены привычкой, т. к. именно из неё формируется характер, поэтому работа предстоит нелёгкая не только в плане временных затрат (тут понадобится запастись терпением), сколько энергозатратная: вам потребуется собрать всю вашу духовную энергию, желание и волю, чтобы добиться поставленной цели и суметь поменять себя.

пранаяма, медитация, самосовершенствование

Попытки изменить себя с помощью программ по саморазвитию и самореализации

Легче пытаться изменять ситуацию, чем самого себя. Работа над собой одновременно и интересна и трудна. В этом и состоит вызов для вас. Вы тот наблюдатель, или исследователь, который смотрит со стороны на самого себя исследуемого и будет проводить работу над собой так, как если бы вы были сам себе и инструктор, и гуру.

Задача высокая, но и цель того стоит. Работая над созданием улучшенной версии себя, вы подвергаете реконструкции образ своего «Я», придаёте ему новую желанную форму, корректируете и убираете недостатки предыдущей версии — одним словом, создаёте модель «Я 2.0».

Это именно то, чем занимаются курсы по предоставлению программ персонального роста, направленные на улучшение вашей эффективности и продуктивности; личностного коучинга; семинары по построению деловых взаимоотношений; разного рода бизнес-курсы, цель которых состоит в том, чтобы сделать из вас более результативного участника системы, будь то отрасли бизнеса, маркетинга и тому подобное.

Моделирование вместо самосовершенствования

Тактика, применяемая на таких курсах, всегда одна — превратить человека в более высокоэффективный элемент игры так, чтобы этот элемент приносил больше пользы хозяину. Если же вы сами являетесь хозяином, т. е. владеете бизнесом или вы индивидуальный предприниматель, то вас научат более эффективному манипулированию другими для достижения ваших целей.

Вы при этом получите статус более достойного игрока, хорошо вписавшегося в систему под названием «массовое производство и потребление», с ещё большей самоотдачей продолжите вкладывать свою энергию в общее дело построения общества глубоко материалистического толка, где все и каждый вынуждены служить маммоне.

Вот вам и повышение личностной эффективности, изучение техник тайм-менеджемента, бизнес планирование, повышение мотивации, новый подход к разработке бизнес идей и других довольно полезных вещей.

Однако в чём польза от всего этого, если человек по-прежнему не знает самого себя.

Ему предлагают рассматривать себя как механизм, как функцию, которую можно обновить, повысить продуктивность этого механизма, заменить старые программы новыми. Но в итоге любому механизму приходит конец, у него есть срок годности.

Постоянный апгрейд невозможен, а если же его и предлагают организаторы таких бизнес тренингов и программ по личностному росту, то лишь с целью собственной выгоды.

пранаяма, медитация, самосовершенствование

Самосовершенствование личности

Мы должны посмотреть на проблему личностного роста глубже, с философской стороны, и здесь не обойтись без рассмотрения вопроса с точки зрения экзистенциализма, т. е. бытийности человека. Человек и вечные проблемы его бытия — вопросы смысла жизни, стремление воплотить весь тот потенциал, который заложен в нём. В первую очередь здесь идёт речь о личностной самореализации.

Наша тяга к саморазвитию, а вместе с ним и к самосовершенствованию всегда исходит из глубины души, из нашего внутреннего мира. Желание познавать, учиться — качества, присущие только человеческому существу.

Только он, не побуждаемый внешними факторами и мотивами способен на глубокое изучение предмета, интересующего его вопроса. Внутренний стимул к раскрытию духовного начала приводит человека к самопознанию.

От самопознания к саморазвитию

«Познай себя, и ты поймёшь весь мир» — так говорит нам древняя мудрость. Пройдя через тайны самопознания, мы приходим к мысли о саморазвитии и самосовершенствовании. На пути самопознания нет конечной остановки, оно безгранично, потому и прекрасно.

Это процесс, и тот, кто примет решение пойти по пути самопознания, откроет перед собой невиданный мир внутренней жизни, сделает первый шаг в бескрайние просторы неизведанного — туда, куда не ступал ещё ни один путешественник; потому что для каждого человека его собственный внутренний мир является уникальной страной, всегда открытой для изучения. Но исследователь может быть только один — это вы сами.

Путь самосовершенствования. Развитие и самосовершенствование

Истина — страна без дорог, поэтому и дорога в ваш внутренний мир — путешествие без попутчиков.

На пути самосовершенствования вы предоставлены самому себе. Никто не может вам сказать, как и что нужно делать, как правильно понять себя или с какого места, точки отсчёта начать. В этом вся прелесть саморазвития через самопознание. Навязать чужую точку зрения здесь невозможно, так же как и принять её, иначе самопознание перестанет быть самопознанием и не приведёт ни к какому саморазвитию.

Но, являясь самому себе и гидом, и исследователем неизвестного, вы научитесь слышать внутренний голос, который есть в каждом из нас, и нужно научиться его слушать. Это внутреннее знание связывает нас с чем-то более высоким, идеалом, высшей сущностью. Йоги назвали это Ишварой.

пранаяма, медитация, самосовершенствование

Духовные практики на пути саморазвития, их влияние и цели

Когда мы применяем техники медитации, нам становится доступно новое знание, непосредственно исходящее из Источника. Медитация позволяет остановить разговор ума, успокоить его, поэтому связь с внутренним знанием восстанавливается.

Его, наконец-то, возможно услышать. Нужно лишь погрузиться в тишину — настоящую тишину разума.

Часто мы вроде бы и остаёмся наедине с собой, и начинаем размышлять и рефлексировать, что само по себе уже большое достижение в нашем обществе ультравысоких скоростей и продвинутых технологий.

Тишина внутренняя и внешняя

Остаться одному в тишине — уже хорошее начало. Просто помолчать и подумать — первый шаг в практике мауни, или безмолвия, которую используют йоги. Но суть этого безмолвия в том, чтобы остановить словесный шум не только внешний, но и внутренний, прекратить поток мыслей.

Если вы никогда не задумывались над этим, то прямо сейчас остановите себя на любой мысли. Вот видите, получилось. Возможно, вы вели свой внутренний диалог с автором статьи по поводу написанного или думали о своих делах.

Всё это лишь иллюстрация того, что мозг никогда не останавливается, он всё время разговаривает, делает выводы, оценивает, сравнивает и обобщает.

Всё бы хорошо, если бы этот внутренний процесс диалога не отделял нас от истинного знания, непосредственного восприятия информации: не с помощью ума, а через получение прямого знания. Это именно то, что происходит во время процесса медитации.

Цели медитации:

  • слияние с Абсолютом;
  • остановка мыслительного процесса;
  • полное разотождествление со своим «Я», и даже с сознанием;
  • самопознание;
  • познание мира.

чётки, мантра, практика на природе

Она помогает очистить ум от ненужного, успокоить его, по возможности даже остановить «разговор» ума. На выходе из медитации вы заметите, как ваше мышление прояснилось и мысли уже меньше роятся в голове. Напротив, вы их теперь легче контролируете, также как и свои эмоции.

Всё это так называемые «побочные» эффекты практики медитации.

Развитие личности и самосовершенствование через практику медитации

Начать собственное внутреннее духовное развитие можно с изучения випассаны, так как этот курс представляет собой основу метода любой медитации. Он может быть использован и на более продвинутых ступенях практики, просто перед практикующим будут стоять несколько другие цели во время выполнения техник.

Вначале тренируется умение сознательно концентрировать внимание на чём-то одном — объекте или образе. Затем, когда ум успокоен и легко может удерживать в фокусе внимания любой объект или идею в течение долго времени, наступает главная стадия медитационного процесса — отключение потока собственных мыслей и эмоций и проникновение в объект медитации — слияние с ним.

На курсе випассаны рассмотрены и другие техники, облегчающие первое знакомство с медитацией и погружающие практикующего в совершенно иную атмосферу, нежели ту, которая его окружает в обычной действительности.

Тем этот курс и примечателен, что на ретрите человеку предлагают окунуться в новый мир, где его ничего не беспокоит, действие внешних раздражителей сведено к нулю, тишина не только внутри, но и снаружи. Таким образом созданы все условия, благоприятные для обучения, освоения новых практик.

В свою очередь они ведут к расширению горизонтов познающего и наполняют его жизнь новым содержанием.

Постоянное самосовершенствование

Дорога самосовершенствования безгранична, временных рамок не существует. Однажды встав на этот путь, ищущий не вернётся назад, он всегда будет стремиться к поиску нового, его стремление к развитию невозможно остановить.

Есть ли какие-то цели у самосовершенствования? Их слишком много, чтобы даже начать перечислять, да и читатель сам их прекрасно осознаёт, потому что для каждого они индивидуальны, иногда их трудно выразить словами, так как многие их них могут находиться в эмоционально-образной сфере, но внутри каждый из нас их знает и чувствует.

медитация, самосовершенствование, мантра, практика на природе

В чём смысл самосовершенствования

Для чего ты пытаешься самосовершенствоваться, к чему хочешь прийти? «Мне нравится сам процесс» — так может звучать краткий ответ, на поставленный вопрос.

В самосовершенствовании всегда скрыт творческий путь, ведь суть любого творчества — создание нового, вероятно, на основе уже известного, но ведь никто не отменял использование накопленного знания веков с целью создания новых уникальных работ.

Переосмысление опыта прошлого, новый подход к нему — всё это и есть выражение творческого начала каждого человека.

Многое зависит от того, что мы понимает под творчеством. Оно не исчерпывается только лишь шедеврами литературы, музыки и театра или созданием новых технологий и конструкций. Творчество присутствует и в повседневной жизни. Новый подход к выполнению любого дела уже является проявлением творческого начала.

Читайте также:  Как избавиться от панических атак - методы борьбы

Так, занятия йогой, выполнение асан из хатха йоги позволяет практикующему подключиться к созидательному энергетическому потоку, выраженному определённой асаной.

Творческий подход к практике хатха йоги

Каждая поза — это физическое упражнение и одновременно через её выполнение вы подключаетесь к источнику энергии, стимулирующему в практикующем творческий подход. Асана статична, незыблема, но энергия, проходящая через вас в процессе её выполнения — вот ключ ко всему.

Ваш организм становится проводником жизненных энергий, что также влияет и на сознание. Многие практикующие отмечают, что с началом практики йоги в их жизни появилось что-то неуловимое, тот элемент новизны, который делает каждый момент жизни неповторимым, когда каждая деталь наполнена смыслом.

Это ваш взгляд изменился, вы стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Взгляд вовнутрь, в глубину своего сознания, через духовные практики открыл для вас новый мир снаружи. Изменилось, прежде всего, ваше восприятие.

Самосовершенствование человека через практику хатха йоги

Выбрав для себя хатха йогу как способ для самопознания и самосовершенствования, вы также погружаетесь в традиции древнего учения. Йога — это духовная практика, где через телесное осознавание, очистительные и дыхательные практики вы сможете овладеть своим умом и телом.

Колоссальная польза от выполнения физических упражнений в йоге очевидна. Она, как никакая другая практика, поможет справиться со многими проблемами опорно-двигательного аппарата, исправить осанку, подтянуть мышечный корсет.

Хорошо известен и терапевтический эффект от выполнения йоговских асан, важно лишь правильно подобрать комплекс для того, чтобы равномерно распределять нагрузку на те зоны, с которыми бы вы хотели поработать прежде всего.

Личностная трансформация с помощью йогических практик

В психо-эмоциональном плане йога незаменима в наш век стресса.

Практикуя на каждом занятии осознанность, погружение в себя и концентрацию, вы тем самым помогаете себе вырваться из круга ежедневной суеты, посмотреть на себя и ситуации вашей жизни непредвзято, отстранённо.

Это поможет вам найти новый подход к, казалось бы, нерешаемым гнетущим проблемам, или вы просто по-другому оцените настоящее. То, что казалось значимым, перестанет занимать авансцену вашего сознания. На передний план выйдут другие цели и задачи.

Ваши жизненные установки изменятся, преображая вас и окружающее вас пространство. Занятия йогой — этот неизменный источник вдохновения, который открывает дверь в мир самопознания.

Совершенствуя себя с помощью практик йоги и медитации, вы создаёте новый образ себя, меняетесь изнутри.

Эти перемены глубоки, так как вы работаете со всеми слоями вашей психики, которые недоступны в обычном состоянии сознания.

Йога постепенно изменяет ваш внутренний мир, сознание. Однажды познакомившись с древней традицией, вы уже не будете прежними. Знания, приобретенные через практику, помогут вашей индивидуальности раскрыться, и вы, наконец, обретёте себя.

Автор – Елена Бородина

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/samosovershenstvovanie-put-k-obreteniyu-svobody/

Путь к идеальной себе, саморазвитие и самосовершенствование личности

Этот процесс представляет собой осознанное управление личностным ростом, изучение новых знаний и навыков, моделирование поведения, которое должно прослеживаться во всех сферах жизни. Это неотъемлемый атрибут каждого прожитого дня в стремлении стать лучше.

Способы развития личности

ПОД ТЕРМИНОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОНИМАЕТСЯ НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ.

Данный процесс включает в себя познание мира, улучшение приобретенных качеств и навыков, которые соответствуют жизненным целям.

Психологи утверждают, что базой для саморазвития выступает функция адаптивности нервной деятельности человека под условия, в которых развивается каждый конкретный индивидуум.

Поскольку мотивы и способности к самооценке у всех из нас разнятся, то и цели саморазвития также могут быть разными: духовные интересы и убеждения, материальные блага, профессиональное совершенствование и пр.

Практически все книги саморазвития и самосовершенствования систематизируют такие условия для начала работы над собой:

  • проведение самоанализа и самонаблюдения, чтобы сравнить себя с окружающими и выявить «слабые» места;
  • постановка цели саморазвития;
  • выработка программы для совершенствования своей личности;
  • проявление воли и силы характера.

Пути самосовершенствования

Рассматривая конкретные направления саморазвития личности, можно определить несколько основных путей данного процесса:

1. Совершенствование нравственности

Данный процесс несколько схож с теми методиками, которые преподают педагоги – закладывание норм такта, вежливости, понятий хорошего и плохого. Несомненно, все эти знания остаются актуальными в течение жизни.

Однако чем старше становится человек, тем в более серьезные ситуации ему приходится попадать.

Моральные ценности и ориентиры перестают делиться на «черное» и «белое», поэтому нередко приходится заниматься психоанализом и быть максимально объективным, находить верное решение.

2. Развитие ума – еще одно направление самосовершенствования индивидуума

Изучение новых навыков и знаний не просто делают из нас эрудированных специалистов, но и весьма интересных собеседников в любом месте, в любое время. К тому же это прекрасное подспорье в пожилом возрасте, ведь тренированный ум не утрачивает свою остроту и концентрацию.

Данный процесс предполагает изучение высших ценностей общества и искусства. Походы в арт-галереи, музеи, выставки, театры формируют личное мнение и вкус. Не стоит думать, что если вы не родились в семье пейзажистов и не являетесь знатоком искусства, то вы никогда не сможете оценить музыкальные шедевры или художественные полотна.

4. Развитие физической формы

Этот способ саморазвития и самосовершенствования личности подразумевает поддержания тела в тонусе и гармонии с эмоциями. Помимо медицинской пользы для организма, физические тренировки позволяют ощущать себя более уверенно и любить себя.

5. Профессиональное саморазвитие

В условиях стремительного роста технических возможностей, адаптации общества под новые идеи и ценности, необходимо сохранять конкурентоспособность на рынке труда. Грамотный, креативный и уверенный в себе специалист – на вес золота. Поэтому целью такого самосовершенствования является развитие качеств и навыков, полезных для профессиональной деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы саморазвития личности, которые помогут вам обрести свою цель в жизни и становиться лучше с каждым прожитым днем.

Источник: https://wiolife.ru/psihologiya/samorazvitie/put-k-idealnoj-sebe-samorazvitie-i-samosovershenstvovanie-lichnosti

Пути и способы саморазвития и самосовершенствования личности

Самосовершенствование – сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Самосовершенствование не приходит самопроизвольно. Оно начинается с осмысления себя и своего места в окружающем мире, отношения к миру и ценностям, принятым в нем, нахождение расхождений между этими ценностями и присущими личности свойствами и качествами.

Самосовершенствование (или работа над собой) – необходимое условие развития человека. Механизмами осуществления самосовершенствования выступают внутренние (естественно-природные потребности, влечения, желания и т.д.) и внешние (социальные – стремление к счастью, постижению истины, свободе, собственности и т.д.) стимулы.

Движущей силой самосовершенствования являются возникшие потребности личности. Последние проявляются, как правило, не ранее подросткового периода, ибо процесс самосовершенствования требует определенного развития для возникновения мысли о необходимости изменении в себе самом.

Существуют три основных формы самосовершенствования: – приспособление («подведение» себя под определенные нормы и треоования); – подражание (копирование определенной модели или ее части);

– самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: – желание признания себя как личности; – примеры окружающих; – оценка окружающих;

– правильно организованный процесс воспитания.

Самопознание – изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли.

Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной).

От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: «Мечту достигают упорным трудом», «Победи себя, если хочешь победить других», «Иди вперед и не сдавайся» и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

Достижение цели в ходе выполнения программы самовоспитания возможно при применении ряда методов самовоспитания.

Самосовершенствование при условии правильного проведения самоанализа является непрерывным процессом. Чем более совершенствуется человек, тем более осознает он свое несовершенство. Но это не является основанием для отказа от работы над собой. В связи с этим Сальвадор Дали писал: «Стремись к совершенству, но высшего совер-шействатебе никогда не достигнуть».

Совершенство конкретных личностей приводит к совершенству окружающего мира в целом.

Источник: https://psyera.ru/puti-i-sposoby-samorazvitiya-i-samosovershenstvovaniya-lichnosti-424.htm

Саморазвитие и самосовершенствование: акмеологические основы самосовершенствования личности

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

 C древнегреческого слово “Akme” переводится как вершина. Говоря о процессе самосовершенствования, подчеркивая при этом акмеологические основы, мы подразумеваем наличие потребности не просто самосовершенствования, а его наиболее активную форму. Другими словами,

Под самосовершенствованием будем понимать взаимодействие человека с окружающей его социальной средой таким образом, что это сопровождается выработкой положительных качеств. Это способствует успеху не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще. Такое развитие предполагает развертывание качеств на протяжении полного жизненного пути человека.

Самосовершенствование личности – психология

По словам С.Л. Рубинштейн, жизненный путь человека – это не просто движение вперед, это так же и движение вверх. Но вверх, как вознесение к высшим, совершеннейшим формам проявления истинной человеческой сущности.

Самосовершенствование – определение

Более глубоко, саморазвитие и самосовершенствование – это ничто иное, как осознанный процесс улучшения компетентности, а так же развитие востребованных в обществе значимых качеств личности в соответствии с личной программой развития.

Читайте также:  Мужчина козерог + женщина рак: совместимость в любви

Самосовершенствование, как метод формирования личности

Процесс самосовершенствования, как и любой другой процесс, связанный с изменениями, предполагает наличие механизма преодоления множества противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Преодолевая противоречия (что само по себе не возможно без социального окружения), мы поднимаемся на новый качественный уровень.

Из вышесказанного мы можем заключить, что самосовершенствование человека в качестве движущей силы в рамках социального окружения, предполагает обязательное наличие мотивов. Получается, что путь к самосовершенствованию обусловлен простой формулой:

Если взять за основу, что в состав деятельности обязательно должны входить два компонента – адаптация и творчество, мы можем выделить ключевую причину, которая останавливает людей в их развитии.

Речь идет о том, что именно творчество непосредственно помогает удовлетворить потребность в самосовершенствовании. Именно поэтому люди, которые перестают творить и предаются банальной адаптации, перестают самосовершенствоваться.

Путь самосовершенствования состоит из следующих этапов:
 

  • Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования;
  • Побуждение себя;
  • Самопрограммирование собственного роста (как профессионального, так и личностного);
  • Эффективная самореализация.

Ориентация на успех через процессы воспитания и самовоспитания

Не существует пределов развития личности. Однако и воспитание не возможно без самовоспитания. Получается, что прежде чем перейти к воспитательным процессам, есть необходимость развить достаточный уровень самовоспитания. Каким же образом можно увязать процессы воспитания и самовоспитания со стремлением к достижению успеха?

Возьмем человека с устойчивой характеристикой стремления к успеху. Если проследить путь его развития, можно увидеть, что стал он таким не за один день. В зависимости от того, как проходит воспитание человека, он приходит к одному из двух: либо полной безынициативности, либо становится устремленным к успеху.

О том, что безынициативности и стремлению к успеху можно обучиться, говорят труды американского психолога М. Селингмана. Такие выводы были сделаны в результате проведения экспериментов сперва на животных, а затем на американских студентах, которым сперва заведомо предлагались нерешаемые задачи. Это способствовало полному отказу решать любые задачи в последующем, хотя дальше они были просты.

В зависимости от того, видит ли виновником своих неудач человек себя самого или же внешние обстоятельства, он в той или иной степени может само воспитать у себя чувство беспомощности. Другими словами, человек с обученной беспомощностью, всегда будет признавать свое поражение еще до того, как приступит к делу, даже если оно будет ему по силам.

Саморазвитие и самосовершенствование конкурентоспособной личности посредством выработки соответствующих компетенций

Век живи – век учись. Этой фразой как никакой другой подчеркивается одна из особенностей человека – обучаться на протяжении всей жизни. Вплоть до 18-20 лет, жизнь каждого человека предполагает наличие постоянного потока знаний. По мере взросления, все большую роль в жизни человека приобретает его личная инициатива. Человек учится применять полученный опыт.

Для людей, достигших акмеологической вершины развития, характерно следующее:
 

  • Удовлетворение собственных нужд без негативного воздействия на других;
  • Самовыражаясь, такие люди достигают успеха в любимом деле;
  • Такие люди всегда ответственны как в действиях, так и в собственном развитии;
  • Они получают удовольствие от своей жизни;
  • Повседневная жизнь характеризуется энергичностью и жизнестойкостью;
  • Открытость новому опыту и жизненным переменам.

Психология самосовершенствования личности на акмеологической основе предполагают наличие следующих ограничений:
 

  • Сильное влияние семейных традиций (ограниченность представлений о себе);
  • Инертность личности;
  • Скудная поддержка со стороны (поддержка окружающих людей обладает сильным потенциалом энергии, необходимой для новых перемен).
  • Деструктивное воздействие враждебно настроенных людей; 
  • Отсутствие обратной связи либо её неадекватность (способствует формированию искаженного представления о вещах, подобно кривым зеркалам).

Саморазвитие и самосовершенствование – пример личного плана работы:
 

  • Работа по выявлению собственных ограничений;
  • Качественная обратная связь с другими людьми – оценочная деятельность;
  • Эффективное преодоление трудностей в процессе саморазвития;
  • Постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков (ЗУНов);
  • Цикличность проделанной работы (постоянный возврат к первому этапу).

Таким образом, несмотря на то, что социальное окружение оказывает большое влияние на развитие человека, тем не менее, мера развития каждого сокрыта в сознании его самого. «Мы есть то, что мы едим» – и касается это исключительно духовной пищи.

Источник: http://superiorseller.com/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie-akmeologicheskie-osnovy-samosovershenstvovaniya-lichnosti

С чего начать саморазвитие: 5 простых шагов

Привет, друзья! Чем дальше время к зиме, тем больше мне хочется впасть в состояние накопления энергии и знаний: читать мудрые и сильные книги, смотреть глубокие фильмы, пить пуэры и тегуанинь.

Как раз вчера в интернет-магазине прикупил несколько книг в бумажном варианте, дабы полистать их холодными осенними вечерами.

Благо, осталось этих вечеров немного, ибо в «кармане» уже лежит заветный билет на Дели.

В общем, книги лишний раз подтолкнули меня написать статью на тему «С чего начать самосовершенствование личности» и поделиться тем, что я вкладываю в это обширное понятие. А разогнать муть тут крайне необходимо, ибо все, что относиться к саморазвитию и самосовершенствованию сегодня очень здорово муссируется и активно продается. И очень хочется отделить мух от котлет…

Тянись к Солнцу

Начну с того, что я искренне не понимаю, как вообще можно жить иначе? Ибо если ты не прокачиваешь себя, не развиваешься и не движешься вперед, все твое существо сначала костенеет, а потом медленно начинает разлагаться. Ибо Вселенная стоячих процессов не терпит и толкает любое явление либо к развитию, либо к смерти.

О внутреннем состоянии

Базисом для начала любого развития я считаю намерение, т.е. жгучее желание, совмещенное с направленным действием. И чтобы понять, куда двигаться, надо сначала понять, где ты находишься.

Посмотри в зеркало, может пора заняться физической культурой, подтянуть профессиональный уровень и поучиться здоровой манере строить отношения? С принятия собственного несовершенства и начинается путь саморазвития.

Подобное принятие — это важный и очень глубокий момент, который сильно бьет по самолюбивому эго. Последнее, кстати, любым попыткам начать какое-то изменение, сопротивляется особенно ожесточенно и очень легко находит рационализации (по-простому «отмазки») для собственного бездействия.

Сколько раз я попадал в эти ловушки??? — не счесть… Благо уже успел натренировать мышцу принятия собственной никчемности, которая в последствии становилась стартовой площадкой для наработки новых личностных качеств.

Грубо говоря, если Вас интересует, что можно делать для саморазвития — посмотрите вокруг.

Книги и люди — самые лучшие зеркала

Зачастую, причинами для начала какого-то внутреннего роста являются события, в которых мы вдруг видим собственное отражение. Чаше всего — в отношениях с другими либо же при созерцании каких-то отвлеченных историй (через фильмы, книги, разговоры). У меня, к примеру, такое созерцание лучше всего происходит через книги. Даже статью про топ10 книг по саморазвитию написал.

На них я не жалею ни времени, ни денег. Ибо считаю, что хорошая книжка умеет учить не хуже любого навороченного гуру, был бы ученик готов.

Ну прям герой-книгочет

Причем, расхожее мнение о практической бесполезности художественной литературы считаю скорее ограниченностью ума, чем его прогрессивностью.

Ибо через художественные образы, метафоры и язык очень легко добираться до собственных потаенных закоулков, в которых содержится такое, что ни одному фрейду вскрыть не по силам.

Бонусом достается эстетическое удовлетворение от глубокого искусства владения словом.

Так, недавно прочитанное мной «Лезвие бритвы» И.

Ефремова в очередной раз напомнило о совершенно детском уровне познания человеком самого себя и мотивировало меня внимательней вглядываться в искусство любимых уголков мира: Бали, Индии и Непала.

Конечно, все это круто отразилось на моем внутреннем понимании самого себя: инсайты после Ефремова и ряда книг Э.Фромма придают особенную мотивацию для саморазвития.

Ну, и конечно, что значит весь наш внутренний рост, если мы не делимся и не вдохновляем других? Поэтому, пишите, общайтесь, делитесь. Надо выходить в люди. Книжные мизантропы — это невротики, которым нужна психологическая помощь.

Физическое здоровье

Я не материалист и не принимаю первичности материи над духом. Все-таки мое давнее увлечение Востоком и его методами работы с сознанием оставили на мне неизгладимый след.

Однако ж, я считаю, что физическое здоровье человека — один из главных показателей степени развития его личности.

Ибо, чтобы выдерживать нагрузки мыслительных процессов, нужен хороший и качественный рабочий инструмент (я так называю наше тело).

Источник: https://idea37.info/samorazvitie/s-chego-nachat-samorazvitie/

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

2

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования “Витебский государственный технологический университет”

Кафедра истории и права

Контрольная работа

по курсу “Основы педагогики и психологии”

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Выполнила:

Студентка I курса заочного ф-та

гр. ЗФк-20

Шифр №081747

Вайтехович М.В.

Проверила: Стародынова С.М.

Витебск 2009 г.

Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.

Личностью человек может стать только в социальной среде.

Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью.

Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок.

На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие “компетентность” сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще.

Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются:

четкость целей и ценностных ориентаций,

трудолюбие,

творческое отношение к делу,

способность к риску,

независимость,

способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность.

Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием.

Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки.

Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы.

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений.

Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста.

Отличительными признаками развитой личности являются:

способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту;

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ.

Читайте также:  Где и как искать любовь: 6 шагов

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, “достраивание” самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности.

Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.

С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта.

Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.

В любой деятельности можно выделить две стороны – адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения.

Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее.

Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение.

Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев.

Творческий потенциал личности и условия его развития:

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество – это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;

реализует право личности на свободу;

является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом.

Творческий человек с трудом “вписывается”в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными.

Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность.

Все дети – творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями.

Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью.

Внутренне – психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно – физиологических процессов.

Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно – двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность.

Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно.

Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства.

Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.

М, Горький писал: “Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. ” Таким образом, суть творчества – это труд, рожденный внутренним мотивом.

Мотивация творчества:

Мотивация – это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов – внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.

Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег.

Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается “белая” и “черная” зависть.

При “белой” зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. “Черная” зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.

Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация – школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в этой области.

Внутренние источники творческой мотивации – это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора – вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

А.М. Горький отмечал: “На вопрос: почему я стал писать? – отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. “

Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

Литература 1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2000. 2. Березовин Н.А. Основы психологии. – Минск: Новое знание, 2002. 3. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. – Минск: БГЭУ, 2004. 4. Вечерко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2007. 5. Лихачев Б.Т. Педагогика. -Москва: Юрайт, 1998. 6. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х книгах. – Москва: Владос, 1999. 7. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика. – Санкт – Петербург: Питер, 2000. 8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001.

Источник: http://referatwork.ru/refs/source/ref-22913.html

Программа, пути и способы самосовершенствования личности

 Загрузка …

Здравствуйте друзья, на связи Павел Ямб. Сегодняшняя тема разговора будет о том, что такое самосовершенствование личности: программа, пути и способы развития каждого из нас.

Почему саморазвитие так важно?

Да потому что любое топтание на месте приводит к застою, а дальше ведет к полной деградации и упадку.

Следовательно, если вы хотите двигаться к лучшей жизни, то нужно развиваться, улучшать свои навыки и  совершенствоваться.

Человек, пренебрегающий законами эволюции, обречён на моральную гибель.

Как же себя мотивировать, чтобы устремиться к улучшению собственного я?

Успокойтесь, друзья. Цель для самосовершенствования личности всегда найдется.

Это может быть:

  • материальный и профессиональный интерес;
  • убеждение;
  • идеи;
  • любовь

Давайте посмотрим поближе:

  1. Ну, с материальной заинтересованностью, надеюсь, все ясно. Все мы хотим жить кудряво, и этого нам не запретить.
  2. С профессиональным ростом тоже, наверное, все понятно.
  3. Убеждения — это порывы души, благородные мотивы и прочие лирические отступления от грубой действительности.
  4. Идеи. Ради высоких идей люди способны на многое. Если человек что-то вбил себе в голову, то переубедить его бывает трудно.
  5. Любовь — это чувство, которое заставляет нас чистить зубы, пользоваться носовым платком, умываться и бегать изнурительные кроссы, чтобы похудеть. Этот мотив, пожалуй, самый сильный.

Критерии для мотивации

Чтобы правильно развиваться, нужно чтобы ваш характер соответствовал некоторым условиям.

  1. Вы должны быть склонны к самоанализу, оценке собственных качеств, самокритике.
  2. Нужно сравнивать себя с товарищами, естественно, лучшими из нас.
  3. Закалять характер как сталь и укреплять расшатанную нехорошими привычками силу воли.
  4. Стремитесь к тому, чтобы у вас была заранее запланированная программа самосовершенствования личности и намеченные этапы будущего роста.

Увы, некоторые из нас не стремятся к высоким идеалам; их вполне устраивает то пассивное состояние, в котором они пребывают. Многие считают: зачем я буду трудиться, делать лишние телодвижения, если мне и так хорошо? С голоду, вроде, не пухну, на пиво хватает, на фига мне работать над собой?

То есть, проблема самосовершенствования личности для таких товарищей не существует.

Я считаю, что никто из вас не захотел бы такой судьбы.

Если у вас склонность к личностному росту, и высокие заработки для вас не пустой звук, то вы не будете сидеть сложа руки, а станете создавать все условия для самосовершенствования личности.

Итак. Давайте определим термины, которые будем употреблять для определения категорий личностного роста:

Саморазвитие

Стремление к улучшению положительных качеств. Этот тип поведения характерен для людей, которые нацелены на дальнейшее улучшение характеристик.

Самоутверждение

Поведенческий фактор, который обусловлен желанием повысить самооценку. Попытка достичь повышенного общественного статуса и значимости в оценках других.

Самопознание

Исследование своих минусов и плюсов. Изучение собственной уникальности в сопоставлении с другими людьми. Попытка анализировать жизнь, изучение собственной биографии.

Поиски своего предназначения

Попытки осмыслить жизнь и осознать место, которое вы занимаете на этой земле. Это очень трудный вопрос, так как многие до конца жизни не находит ответа для чего они появились на свет.
Искать собственное предназначение можно на протяжении всей сознательной жизни. Долго и безрезультатно.

Литература, которую можно почитать:

  1. М. Норбеков – «Опыт дурака»
  2. Н. Хилл – «Думай и богатей»
  3. Д. Карнеги – «Как приобретать друзей»
  4. Р. Кийосаки – «Богатый папа, бедный папа»
  5. Д. Аллан – «Как человек мыслит»
  6. Л. Цзы – «Искуство войны»
  7. Д.

    Чопра «Семь духовных заветов», «Путь любви»

  8. Р. Бах «Чайка Джонатан Ливингстон»
  9. С. Джонсон «Где мой сыр или познай свою мечту»
  10. В. Синельников «Возлюби свою болезнь», «Сила намерения»
  11. Б. Трейси «Достижение максимума»
  12. П.

    Спенн «За семь лет от нищего до мультимиллионера»

  13. Р. Шарма «Монах, который продал свой Феррари»
  14. П. Коэльо «Алхимик»

На этом все, друзья. Вы узнали в этом посте, какие есть основные пути самосовершенствования личности, и сможете приступить к практике.

А я прощаюсь с вами до следующей статьи.

Источник: https://copirayter.ru/programma-puti-i-sposoby-samosovershenstvovaniya-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию