Мистический опыт: 10 способов ощутить себя более живым

Мистические моменты: 10 способов почувствовать жизнь

«Ваша ежедневная жизнь – это ваш храм и ваша регилия. Всякий раз, когда вы входите в нее, берите с собой все, что есть!» – Халиль Джебран.

Вам не нужно ходить по углям или ехать в пустыню и питаться саранчей и медом, чтобы обрести мистический, изменяющий жизнь опыт. Будучи молодыми, мы озабочены драйвом, всегда смотрим вперед, в следующую цель, надеясь получить максимальные впечатления. Мы верим, что жизнь – это проблема, которую необходимо постоянно решать.

Часто это означает, что наши чувства перегружены и мы не в состоянии просто наслаждаться путешествием по жизни. Вы можем расти в окружении богатства и достатка, не понимать истинную доброту, пока не уедете за границу, где ваши бедные соседи не поделятся с вами простой едой.

Развиваясь в культуре, где вы можете копить какие-никакие богатства, вы можете не понимать щедрость, пока другие люди не встретят вас в своих полуразрушенных домах и не предложат какой-нибудь подарок. Но истинная мера нашей жизни – это наслаждаться простейшим опытом.

Возможно, разрыв между богатыми и бедными не имеет такого значение, как разрыв между теми, кто может наслаждаться моментом и теми, кто не может. И это именно то, о чем всегда говорили великие мистики. Иногда, пытаясь достичь вершин в богатстве, карьере, мы упускаем из вида большинство вещей, которые находятся у нас под носом – как вкус апельсина или улыбка ребенка.

Это моменты, которые и делают жизнь удивительной. Мистический опыт – это любой опыт, где вы останавливаетесь, чтобы соприкоснуться с идеальным, прекрасным настоящим моментом в материальном мире новым способом. Жизнь полна больших возможностей и впечатлений. Станьте на мгновение мистиком. Вот десять простых способов.

1. Играйте с детьми. Играйте, как ребенок

Дети – это мастера Дзен. Они приходят из чрева полностью просветленный, полностью живущие в настоящем, принимают каждый опыт безо всяких дополнительных слоев ума, критики и ограничений, без какого-либо беспокойства.

Но затем, к сожалению, они становятся взрослыми. Но вы можете вернуть часть ребенка или поиграть с каким-то ребенком, на время забыть про работу, счета и посуду и поиграться машинками или побросать листья, или сделать снежную бабу. Потерять себя в данный момент.

Кажется глупо. Но не бойтесь подурачиться.

2. Смейтесь от души

Юмор – это отличный способ избавиться от болезненных эмоций и прожить каждый день. После трудного дня, вы можете залезть в Интернет и посмотреть смешной расслабляющий сериал. Просто для того, чтобы напомнить себе, что не следует слишком серьезно принимать жизнь.

3. Попробуйте новый духовный опыт

Исторически так сложилось, что еженедельное посещение церкви помогает людям на время остановиться и обдумать свою жизнь, поведение, общение с другими людьми. Это здорово (если вы, конечно, посещаете церковь каждую неделю).

Но еженедельное регулярное посещение приедается – одни и теже книги, молитвы, от одного и того же человека. И со временем вы не будете обращать на него внимания и во время службы будете заняты не службой, а своими мыслями и проблемами. Попробуйте новую религию. Унитарность.

Шаманство. Буддизм. Католицизм. Или квакерство, например.

4. Прочитайте мистическую книгу просвещенного человека

Есть так много великих духовных книг, которые помогут вам выйти из неистовой, повседневной жизни и посмотреть прямо в свою душу. Экхарт Толле сейчас самый продаваемый автор с немалым количеством хорошего материала. Или попробуйте почитать Аллана Уоттса – отличный способ духовного развития.

5. Прогулки в одиночестве в лесу или у реки

Без наушников. Без разговоров. Идите медленно. Не бегите, вы не тренируете тело, вы тренируете душу.

Используйте какую-то мантру или свою собственную вдохновляющую фразу, чтобы остановить непрекращающийся поток мыслей.

Духовный учитель Кришнамурти в двух словах описал суть всех мистических и медитационных практик: «Не думать». Когда вы один на природе, Ваше эго отпадает, оставляя вас наедине с собой.

6. Смотрите на звезды

Выберитесь за город, лягьте под открытым небом и смотрите на звезды. Созерцание звезд отличный способ вспомнить необъятность Вселенной. Внутри нас есть таже необъятность. Мы сделаны из атомов, которые когда-то были частью космоса. Мистика не в том,чтобы плавать в эйфории, а в том, чтобы полностью находиться в настоящем моменте, здесь и сейчас. Звезды там на небе каждую ночь. А мы?

7. Слушайте больше симфонии или оперы

Мистический опыт может быть любым опытом, который заставляет нас замедлиться и задействовать новые участки нашего мозга, вызывая понимание и более обширное мышление. Можно любить тяжелый рок, но после долгого рабочего дня, музыка без слов может дать больше пространства и успокоения для мозга.

8. Пост

Пост присутствует в качестве мистической практики почти в каждой религии и традиции на протяжении веков, и это было тогда, когда еду и так трудно было найти! Это отличный способ проверить свое самообладание, научиться справляться с трудными чувствами и избавиться от укоренившихся привычек.

9. Станьте волонтером

Источник: https://polonsil.ru/blog/43903323135/next

Духовный опыт людей. Опыт духовного развития

Духовный опыт – прямой результат духовного развития людей. Безусловно, самым важным для человека, ставшего на путь самопознания, является его личный духовный опыт.

Тем не менее, духовный опыт других людей, духовный опыт каждого отдельного человека необходим для искателя, потому что он служит ориентиром и маяком на пути, дает импульс к собственному движению, удерживает своим примером в трудные периоды испытаний.

Мистический опыт людей, для которых в жизни на первом месте стоит единственная задача – познать себя как Истинную Реальность, как Единство, слившись с Божественным, дает искателю мощнейший импульс и служит сильной помощью и опорой в опыте духовного развития, подводя к необходимости переживания личного духовного опыта. Источник – Эзотерика. Живое Знание

Возвышенный духовный опыт — это моменты переживания человеком Истинной Реальности, вхождения в Высшее – Реальное – Я, отождествления с Любовью Высшего, которые происходят в самые разные моменты их жизни – как через специальное духовное делание: выполнение духовных практик, молитв, техник, упражнений и медитаций, так и постигаются в обыкновенных буднях каждодневной жизни. И нельзя сказать, что какой-то из опытов имеет преимущества или более ценен, чем другие. Все, что переживается человеком в состоянии осознанности, уже априори есть немалой ценностью.

Такой духовный опыт рождает удивительную красоту

В этом разделе собраны истории людей, которые захотели поделиться своим личным духовным опытом с другими, тем самым наполнив копилку нашего всеобщего духовного и мистического опыта, обогатив её своими индивидуальными неповторимыми осознаниями и выводами. И мы им очень благодарны.

Возможность делиться духовным опытом, равно как и узнавать, как процесс духовной трансформации протекает у других людей, имеет огромную ценность. Но нет необходимости принимать чужой духовный опыт за догму, не нужно зацикливаться на нем. Он хорош как помощь, как подсказка при Вашем духовном продвижении, но может существенно отличаться от тех процессов, которые происходят с Вами.

Духовный опыт. Статьи и материалы

Упорядочено по: дате, популярности

Показывать по: 5 10 20Путь самопознания  (18 сен 2018)

Здесь я описываю свой опыт, который испытал в нулевой зоне. Этого опыта я не ожидал. Это был своего рода “побочный продукт”.

Я искал определённые ответы в своём сознании, но неожиданно для самого себя обнаружил совсем другие. И обнаружил их там, где не ожидал. В своём теле. В осознании мудрости тела. Так что начну я с сознания, но основной разговор пойдёт о теле.

Это своего рода репортаж из нулевой зоны, проще говоря – из нулёвки.

2 | Рейтинг: 6.95 (910)

В своем мире мы имеем возможность наблюдать такое явление, как радуга с её семью цветами. Но почему у радуги семь цветов? И почему именно эти цвета связаны с цветами наших тонких тел? Возможно, эти семь цветов радуги есть особенностью именно нашего мира?

Рейтинг: 4.68 (395)

Будущее, которое нас ожидает, это не улучшенная версия старой финансовой системы — это вообще будет совершенно иная, совершенно новая система, основанная на качественно ином уровне взаимодействия людей. В первую очередь, изменится сознание людей — из него уйдут такие злостные тормоза развития, как ложь, фальшь, неискренность. Изменится основа жизни — и от этого сама жизнь изменится неузнаваемо.

Рейтинг: 5.58 (658)

Вне течений  (31 авг 2018)

Есть вопросы, на которые трудно найти ответы в нашей реальности. Вернее, ответов так много и они такие полярные и неоднозначные, что каждый ответ, по сути, это новый вопрос. Так обстоит дело и с пониманием времени…

Рейтинг: 4.33 (359)

Вне течений  (22 авг 2018)

Вообще, если начать осознанно вникать во многие вещи, которые человеку преподносят веками как истинные, можно заметить немало нестыковок.

Например, в библейской истории о создании Адама – и Евы из его ребра. А что, если все было как раз наоборот? Ведь, к примеру, Ведическое Знание говорит о том, что материнская – женская – энергия как раз и есть изначальная.

Она есть исток истоков. Так почему Ева возникла из мужского ребра?

Рейтинг: 4.31 (407)

Путь самопознания  (20 авг 2018)

Конкретный образ Бога можно обнаружить в любом человеке. В каждом человеке он присутствует во всей своей полноте, и во всем человечестве он присутствует ничуть не в большей степени, чем в отдельном человеке.

Рейтинг: 4 (355)

Путь самопознания  (20 авг 2018)

Жизнь в гармонии… Многие не раз слышали эти слова – о гармонии, внутреннем равновесии, спокойствии внутри, что бы не происходило. Только все равно возникает вопрос: какая же она все-таки – жизнь в гармонии? И как прийти к этому состоянию? А все очень просто.

Рейтинг: 3.99 (354)

Путь самопознания  (19 авг 2018)

Наше восприятие реальности, к которому мы привыкли и которое считаем единственно возможным, таково именно потому, что мы не представляем, как может быть иначе. А ведь иначе быть может… Если мы снимем внутренние барьеры со своего способа мышления, уберем из сознания догмы, которыми привыкли себя ограничивать, мы увидим реальность совершенно по-другому…

Рейтинг: 4.07 (374)

Путь самопознания  (18 авг 2018)

Мое общение с Фиолетовым продолжалось. Казалось, не было темы, которую он не мог бы осветить с новой информационной стороны. И его интерпретации даже привычных явлений всегда были неожиданно новыми, они как бы давали мне возможность видеть мир иным зрением. Сейчас мы говорим о солнечном свете и особенностях его взаимодействия с нашим и другими мирами…

Рейтинг: 4.13 (390)

Вне течений  (18 авг 2018)

Идущие по пути развития и восходящие сознанием к духовности – такие разные. И при этом есть у них несомненно и нечто общее. Возможно, это те обстоятельства, которые их подтолкнули и направили именно на этот путь – обретения тонких качеств в процессе развития духовности.

Рейтинг: 2.8 (187)

Упорядочено по: дате, популярности

Показывать по: 5 10 20

Одним из важных условий для получения духовного опыта, является осознанность.

Когда мы находимся в состоянии осознанности, то духовный опыт мы получаем буквально из каждого мгновения своего бытия, своих самых обыкновенных человеческих будней.

Есть такая вроде бы простая и в то же время глубокая притча, когда к мастеру обращается ученик с претензией, почему они столько времени рядом, а учитель пока ничему его не учит. И мудрый учитель отвечает: «Ты хочешь учиться? Пойди и вымой свою чашку!»

Как говаривал Ходжа Насреддин: «Глубокий смысл познается не сразу». И вот над этой притчей поначалу тоже нужно подумать, пока ее простой и глубокий смысл не просверкнет и не озарит молнией.

А когда озарит – нам с удивлением становится ясно, как многому мы можем учиться у самой жизни и из самых простых ситуаций извлекать духовный и даже мистический опыт.

Порой даже не нужно искать специальные практики – вот она жизнь, вот веник в твоих руках: подметай и медитируй, отключив ум, осознавая свое дыхание, осознавая каждое движение, осознавая своё пространство и себя в нем – Бога, облачившегося в материю и деловито орудующего веником.

Или у плиты, когда вы готовите, к примеру, борщ, вы одновременно творите и свой личный духовный опыт: осознавайте все моменты, все детали, и вы будете полными горстями черпать свой замечательный личный неповторимый духовный опыт.

Вот перед вами набор овощей – и вы очищаете кожуру со свеклы, морковки, картофеля… И в эти минуты вы осознанны, вы понимаете, что вы держите в руках: плоды солнца и земли, вы осознаете их форму, цвет, запах, а также то, с какой любовью к вам божественная алхимия создала все эти дары, которые вы сейчас, подобно Творцу, превратите тоже в нечто божественное по вкусу и аромату. И вы священнодействуете у плиты, и в голове вашей звучит гармония мантры, и ее высокие ноты вы передаете непосредственно тому блюду, которое готовите… В это время в вашем естестве только Любовь, которая, наполняя своей светимостью пространство вокруг вас, передается и вашему борщу. А теперь представьте, какое щедрое благо вы передадите каждому, кого накормите своим произведением божественной кулинарии…

Читайте также:  Самые популярные техники медитации

Духовный опыт человека — в каждом мгновении

То, что вы прочитали выше, это только несколько миниатюр духовного опыта, который творите вы сами в пространстве своей ежедневной жизни.

А ведь он может начинаться буквально с момента вашего пробуждения, с первых мгновений, когда вы возвращаете себя из небытия сна, и первое, что всплывает в вашем сознании, это слово-состояние-чувствование «благодарю».

В эти первые мгновения возвращения в новый день жизни в вас включается поток Божественного Сознания, и каждая клетка начинает пульсировать – жить! Вы ощущаете чудо жизни прямо сейчас, еще не встав с постели, оно наполняет вас радостью – и благодарность: за эту радость, за счастье быть, ощущать жизнь как блаженство – переполняет вас… И вы про себя говорите: «Благодарю, благодарю…» — и Высшее слышит вас, потому что вы с ним сейчас – Одно.

И вот этот спонтанный личный духовный опыт, переживаемый так естественно, так подъемно, он уже навсегда останется с вами, сколько бы времени не прошло, сколько бы изменений в жизни ни случилось.

Самое ценное это то, что вы переживаете сами – на уровне клетки, на уровне сердца, на уровне души.

Собирайте кристаллы вашего духовного опыта, наполняйте ими сосуд сокровенный – чашу вашего неповторимого индивидуального Грааля

Источник: https://NaturalWorld.guru/expirience.htm

Мистическое как индивидуальный опыт человека

mystichristjcbrother

Л.А. Бессонова

Мистическими переживаниями я предлагаю называть различные переживания людей, в которых человек, личность получает опыт единения, слияния себя с некими иными, глубинными структурами мироздания, с трансцендентным миром.

Это особое мироощущение, в основе которого лежит представление о двойственности мира, когда за привычным, каждодневным угадывается иное бытие [1, с. 414]. Почти каждый из нас может обнаружить в себе подобного рода наклонности, но не все склонны определять их как мистические.

К примеру, эстетические

переживания от восприятия музыки или красоты пейзажа могутунести нас в некие иные пространственно-временные измерения, Эта, так называемая «естественная мистика» воспевалась многими поэтами, музыкантами, к примеру, английский поэт А.

Теннисон говорил о том, что

Необыкновенные переживания иногда возникают в моменты пристального вглядывания в панораму местности городских построек. Даниил Андреев так описывает свой первый опыт «метаисторического озарения»: [2, с. 57–58]. Позже, рационализировав этот опыт, он создал свою метаисторию России.

Мистические переживания могут быть проявлением особого склада ума, особой, не как у большинства, способности видеть и ощущать мир. Так, из автобиографического произведения П. Флоренского «Детям моим.

Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещания» узнаем об особом даре этого мыслителя в видимых вещах и предметах реального мира видеть иное, символическое. [3, с.

42].

Известный американский психоаналитик А. Маслоу в ходе своих экспериментов выделил группу людей, подверженных чаще, чем другие, мистическим переживаниям.

По его определению, это так называемые самоосуществляющиеся, или самоактуализирующиеся, личности, которым в большей степени присущи подобные пиковые переживания, В отличие от этой группы людей, самоактуализирующиеся личности без пиковых переживаний чаще всего являются людьми практическими, деловыми, отлично приспособленными к миру, в котором живут. Отделяя подобные переживания от феноменов сверхъестественного и изучая их как натуральные, естественные факты, он приходит к выводу о том, что мистический опыт можно расположить на количественном континууме от интенсивного до слабого. И тогда становится очевидным факт, что слабые мистические переживания имеются у многих людей, возможно, у большинства, а у некоторых они происходят довольно часто.

И все-таки естественные, или спонтанные, мистические переживания – явление довольно редкое и часто не осознается или заглушается пережившим их субъектом, оказываясь невостребованным в обычной повседневности.

Существуют особые приемы техники вхождения в такие состояния, зародившиеся в древних цивилизациях и сохранившиеся до наших дней.

Речь идет Так, в шаманизме, одном из первых, нулевых типов мистического опыта, состояние экстаза и «встреча» с иным миром достигается путем длительной подготовки: поста, уединенного образа жизни, медитирования на монотонном звуке бубна, заклинаниях.

Индийская духовная традиция накопила многовековой опыт пробуждения способностей к мистическим прозрениям – это дыхательная гимнастика, медитация, йога-практика, длительное проживание в горах, лесах без пищи и общения с целью достижения особого состояния – «самадхи», когда исчезает «я», сливаясь с Атманом, Душой Вселенной.

Буддизм, дзен-буддизм, даосизм, все восточные мистические системы придавали большое внимание техникам вхождения в иное сознание – состояние «молчания», «углубления», «отрешенности», восхождения «вверх», к «Нирване». Так, в медитации человек настраивает свой ум на определенный лад. [4, с. 70–71].

Особое место в ряду многообразия мистических переживаний занимает религиозный опыт. В нем опыт единства приобретает характер слияния с Богом, Абсолютом.

И хотя во многих своих проявлениях мистические переживания сходны с религиозными и всякая религия мистична, все же в религиях ощущение Бога приобретает форму двух природ – божественной и человеческой, когда человеческое растворяется не в Универсуме, не в великом «Ничто», «Нирване», а в Божественном.

Но вопрос о соотношение мистического и религиозного опыта – особый, и его нюансы не являются целью обсуждения этой статьи.

При всем многообразии мистического опыта и путей его достижения обнаруживается парадоксальный факт: и лесные жители Упанишад, и средневековые мистики – Майстер Экхарт, Тереза Авильская, и человек, живущий в ХХ веке, Карл Юнг, а также другие мистики разных эпох и культур описывают во многом сходные переживания.

Обратив внимание на эту особенность, американский психолог У.

Джеймс выделил четыре «главных, характерных признака», которые, как он считает, могут послужить критерием для различных мистических переживаний: Его дополняет Уолтер Стейс [5], указывая на базисную, по его мнению, черту мистического опыта – Это подтверждается и текстами Упанишад, в которых постоянно указывается, что все есть единый дух – Атман-Брахман. Майстер Экхарт также «видит» все в едином и единое во всем, и Карл Юнг говорит о таком целом, которое существует одновременно вчера, сегодня, завтра. Почти все религиозные мистики передают ощущения восторга, радости от встречи с Божеством, Абсолютом.

Хотелось бы заострить внимание на двух таких характеристиках мистического опыта, как «кратковременность и неизреченность». Часто люди, пережившие подобный опыт, опасаются о нем рассказывать из страха быть непонятыми или попасть в разряд сумасшедших. И действительно, наша рационалистическая культура определяет именно такое отношение к проявлениям подобных переживаний.

Провести границу между психологическими заболеваниями и нормой чрезвычайно трудно, однако практика психиатрии выработала критерии отличия одного от другого.

О «ненормальности» в работе сознания говорят следующие нарушения поведенческих норм:– дезориентировка во времени, ситуации;– отсутствие ясного, отчетливого восприятия окружающего;– несвязность речи;– затруднения в воспроизведении происшедших событий и субъектов и субъективных болезненных явлений;– неадекватность восприятия и оценки событий.

При сопоставлении этих признаков с описываемыми переживаниями обнаруживаются совпадения. Однако, перечисленные признаки психологических расстройств носят устойчивый характер, их интенсивность может увеличиваться или уменьшаться, но выйти из этого состояния навсегда больной не может.

Мистические переживания носят кратковременный характер, их пределом являются срок от получаса до двух часов, после чего они исчезают, уступая место обычному сознанию.

Так же как сон со сновидениями, гипноз, опьянение, интоксикация наркотиками не являются признаками психических заболеваний, а есть лишь временное изменение обычного, базисного сознания, так и мистические переживания не имеют отношения к психическим расстройствам. Думаю, никому в голову не придет называть о.Павла Флоренского, Н. Бердяева, К. Юнга и др.

, переживших этот опыт, сумасшедшими.

О неизреченности своих переживаний говорят сами мистики. Неизреченность следует понимать как невозможность выразить нашим «мертвым» языком всю гамму охвативших человека переживаний, поскольку в них человек сталкивается с чем-то, что не имеет аналогов в обычной жизни.

И все же мистики выражают его, прибегая к языку парадоксов («незримый свет», «блеск тьмы»), иносказаний, символов. Восточные учения, религиозные доктрины, космологическая концепция Я. Беме, метаистория Д.

Андреева являются словесным, объективным, а стало быть, Безусловно, их трудно воспринимать людям, незнакомым с этим опытом, поскольку их язык граничит с бессмысленностью, рассказы мистиков выходят за рамки осмысленного, и все же в них что-то «улавливается нашим пониманием», «мы как бы узнаем нечто, не испытанное нами. Отнюдь не все в этих словах абсолютно чуждо нам… Язык мистики имеет понятную нам сердцевину. Конечно, слова этого языка работают в нашем сознании не так, как привычные описания эмпирического опыта, но мы все же способны ухватить их смысл, чтобы затем связать его с известными нам значениями слов, работающих в определенном концептуальном «каркасе»» [6]. Добавлю, что если бы это было не так, не были бы достоянием нашей культуры учения Будды, Христа, Мухаммеда.

Мистическое сознание

Мистический опыт есть результат определенного, особенного состояния сознания – измененного. Очень кратко измененное сознание можно определить как все то, что составляет содержание чьей либо психики в некоторый промежуток времени.

Можно ли описать мистическое сознание? В известной работе «Состояние сознания» [7] американский психолог Чарльз Тарт, используя системный подход к изучению состояния сознания, указывает на то, что обычное наше сознание представляет собой сложную конструкцию, состоящую из нескольких частей, находящихся во взаимодействии.

Среди них можно выделить базисное сознание, находящееся под контролем воли, самосознание, направленное на самого себя. Следующим элементом этой системы являются устойчивые и непрерывные структуры психической (мозговой) деятельности, работающие как средства получения и преобразования информации.

Здесь «работают» ощущения, восприятия, представления, а также возникающие на их основе идеальные понятия и образы.Все это в совокупности составляет «обычное», «нормальное» сознание, когда индивид, его обладатель, оценивает окружающую его действительность по определенным «образцам», «стандартам».

То, что отражается этим сознанием, воспринимается как часть объективной реальности, существующей вне и независимо от субъекта.

Мир, который предстает мистику, или человеку, находящемуся в медитации, относят к трансформированной реальности, вызванной измененным состоянием сознания.

А вот как описано мистическое сознание в древнейшем индийском памятнике литературы и философии – Мундака Упанишадах: [8, с. 32].

Разберем по строчке эту цитату. В первой строке содержится отрицание, говорящее нам о том, что в опыте ничего нет: «Это не чувство, не понимание». Этим «не» фиксируется отсутствие содержания обычного сознания.

После отрицания следует утверждение, что это «единое», «Одно без другого», в котором растворено все множество предметов и явлений мира. Следовательно, сердцевиной этого опыта является некое безразмерное единство при отсутствии множественности, различий.

Далее следует утверждение, что это единство есть «Я». Почему? Вспомним, чем заполнено наше обычное сознание? Оно заполнено множеством мыслей, ощущений, желаний, эмоций. Каждый элемент этого множества представляет в конечном счете единство нашего разума.

И вот когда это множество устраняется из единого пространства, то остается Это и есть «Я». «Упанишады» идентифицируют это единство с Универсальной душой мира.

Что же предстает мистикам, какая реальность? И.Д. Успенский, ученик известного и даже легендарного мистика Гурджиева, в главе «Экспериментальная мистика» своей книги «Новая модель Вселенной», применив особую методику (о которой он умалчивает), описывает ту реальность, которая открылась ему в особом состоянии сознания.

Он описывает мир, незнакомый и не имеющий ничего общего с миром, в котором мы живем. Этот мир [9, с. 321]. В этом мире не существует разделения на объективное и субъективное, они меняются местами, одно превращается в другое. И.Д. Успенский много раз указывает на тот факт, что передать адекватно эти переживания ему было очень трудно. [9, с. 322].

Более всего для описания подходили математические отношения.

Приведу другой случай, рассказанный мне совсем недавно моим знакомым. Сергей П.

, 38 лет, инженер по профессии, рассказал об опыте «парения» вне тела, когда он летал, как птица, мог легко управлять телом, достигая верхушек самых высоких деревьев, перемещаясь в воздухе от одного дерева к другому.

Он не мог адекватно передать, что он чувствовал в этот момент – экстаз, восторг? Во время рассказа у него на глазах вдруг появились слезы. – так резюмировал он свое повествование. Происходило все это во время утреннего сна, когда, как казалось, он и не спал, все ясно и отчетливо осознавая.

Источник: https://mystichrist.livejournal.com/32079.html

Мистический опыт

В начале – в новом начале после Падения в конце времен Атлантиды – люди впервые стали проживать тот высокий уровень сознания, который был утрачен. Это случалось через переживание клинической смерти, поскольку подобное состояние хоть раз в жизни испытывал каждый.

Читайте также:  Даосская йога - в поисках животворной ци

Когда кто-то умирает, он проходит через первую дверь и обнаруживает другие миры, другие интерпретации Реальности.

В состоянии клинической смерти люди переживают другую реальность краткое время, потом что-то происходит и, вместо того чтобы умереть окончательно, они возвращаются в свое тело. Но память об этом опыте остается с ними навсегда.

Люди, проходящие через переживание такого рода, полностью меняются, и как правило, намерены сделать все возможное, чтобы выяснить, что с ними произошло. Они серьезно задаются вопросом о другом аспекте жизни, который связан с высшими чакрами.

Вероятно, следующей группой людей, нашедших проход к высшему уровню, были те, кто принимал психоделические средства. Во все времена повсюду в мире психоделики использовались почти всеми религиозными культами, о которых я знаю. Психоделики – это не наркотики в обычном смысле.

Они очень отличаются от наркотиков, дающих «кайф», таких, как опиум, героин, крэк и подобные им вещества, которые действуют прямо противоположно психоделикам. Наркотики усиливают работу нижних чакр и дают вам приятные ощущения, но они делают вас пленниками нижних центров.

Гурджиев считал, что самым вредным для духовного пути является кокаин, поскольку тот вызывает особого рода галлюцинации и усиливает чувство эго. Он уводит вас в направлении, противоположном тому, которым идет духовность.

Психоделики оказывают совсем другое воздействие, и обычно не вызывают привыкания, как наркотики. Инки использовали кактус Сан Педро, смешанный с небольшим количеством листьев кока. (Листья кока коренным образом отличаются от кокаина.

) Некоторые амери-канские аборигены (индейцы) используют психоделик, называемый мескалин, который считается разрешенным, ибо является частью религии. На всех стенах в Египте, чуть ли не в 200 местах, можно найти изображение мухомора (Amanita muscaria), большого белого гриба с красными точками.

В конце концов была написана книга, целиком посвященная этой теме. («Священный гриб» Андриджа Пухарич -The Sacred Mushroom by Andrija Puharich.)

В Соединенных Штатах в 1960-е люди проходили через этот проход в высшие чакры с помощью ЛСД, особенно – ЛСД-25. Более двадцати миллионов американцев принимали ЛСД-25 и прорывались в высшие центры. Большинство из них были вне всякого контроля, без какого-либо ведения и подготовки.

В древних культурах перед тем как принимать такого рода психоделики, проводилась специальная подготовка, а большинство американцев в 60-е годы принимали их просто так, что вызывало множество несчастных случаев. Люди прорывались прямо к высшим чакрам.

Чаще всего они достигали сердечную чакру и испытывали мощное ощущение расширения, при этом им казалось, что они становятся любовью и всем творением.

Вместе с тем они могли достигнуть и пятую чакру потоков звука, если начинали свой опыт с музыки. Не было ничего, чтобы могло бы остановить их. Музыка автоматически приводит вас в пятую чакру, и много раз именно так и происходило. Переживания пятой чак-ры значительно отличаются от переживаний сердечной чакры, точно так же, как сексуальная чакра отличается от чакры выживания.

Если бы, экспериментируя, человек прошел вверх достаточно далеко и достиг шестой чакры, то он обнаружил бы образы Сакральной геометрии, которые сотворили Вселенную. Индивидуум, вошедший в эту чакру, имел бы невероятные переживания геометрических образов, где все в жизни проявилось бы в геометрической форме.

Редкие люди могут найти путь в седьмую чакру, которая является духовной. На этом уровне человека заботит лишь одно: как найти способ соединиться с Богом, как установить связь с Богом напрямую. Это единственное устремление. Ничто другое не имеет значения.

Проблема с психоделиками заключается в том, что когда они перестают действовать, человека сносит обратно в нижние центры и в реальность третьего измерения. Полученный опыт навсегда изменяет людей, и как правило, они продолжают искать способ вернуться в высшие миры, но это происходит уже не посредством психоделиков.

Тем не менее эра психоделиков одно сделала наверняка — открыла проход или сделала полшага к сознанию Соединенных Штатов, как страны. Она дала людям опыт, который показал, что высшие миры реально существуют. С тех пор миллионы американцев всю свою жизнь пытаются вернуться в те священные высшие места, и, поступая так, они изменяют свою страну и весь мир.

Я думаю, следующая ступень эволюции наступила для человечества одновременно с попытками постичь, как можно вернуться в высшее состояние сознания, но без наркотиков. У нас были гуру и йоги, медитации и различные духовные практики, религии и опыты духовного поиска пути.

В конце 60-х и в 70-е годы все наше внимание было устремлено на духовных учителей. Есть разного рода медитации и духовные пути, которые приведут вас в достаточно спокойное место, чтобы вы нашли вход и прошли через эту стену.

Ни один из способов не лучше другого; вопрос только в том, какой из них будет работать для вас.

Со временем, когда вы будете существовать на уровне с четвертой по седьмую чакру и овладеете ими, вы подойдете к следующей стене, расположенной под углом 90 градусов относительно нижней стены. Углы, которые вам предстоит преодолеть, чтобы пройти через верхнюю стену, разные – и коварные.

Но если вы сумеете найти свой путь через эту стену, то вы по-настоящему сможете выйти за пределы нашего мира третьего измерения и войти в следующий мир, куда однажды последует все живое на Земле. Вы умираете здесь, но рождаетесь где-то еще. Вы уходите отсюда и входите в новое место. Дух вечен и существовал всегда.

Мы скоро поговорим об этом новом месте, это не значит, что вам нужно идти куда-то, на самом деле – это особое состояние существования.

В Египте неофитам после двадцати четырех лет подготовки давали соответствующие психоделики и помещали в саркофаг в Камере Фараона на три дня и две ночи (иногда требовался один дополнительный день). Первичной задачей было найти вход и вой-

ти в высший мир, а потом вернуться на Землю, чтобы помочь другим. Это становится очевидным почти для каждого, кто достигает высших уровней. Когда вы возвращаетесь на Землю, вам остается только одно: служить всей жизни, потому что благодаря этому опыту, вам становится ясно, что вы и есть вся жизнь.

В итоге большинство устремленных во всем мире отыскивают путь отличный от опыта клинической смерти или наркотиков. Он происходит из самой природы, это путь, который заключен в них самих, даже до их рождения.

Ищут всегда одно и то же.

Неважно, какая это религия или духовное течение, неважно, какая техника или форма медитации, неважно, какие слова используются для описания переживаний, но именно проход, первый или второй, всегда будет в центре наших поисков.

Источник: https://lightbreath.org.ua/texts/misticheskiy_opyt.htm

Мистический опыт: Бог или прелесть?

Автор статьи: Дарья Коршун

Родилась в 1989 в Великом Новгороде. В В 2009 окончила колледж искусств с дипломом художника-мастера по гобеленам, переехала в Санкт-Петербург, 2016 окончила факультет философии, богословия и религиоведение в РХГА по направлению “религиоведение”. В 2016 продолжила обучение там же по специализации “религиозная конфликтология”.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит не искать мистического опыта, а кто-то приходит к Богу благодаря подобному опыту. Можно ли верить своим ощущениям? Пробуем разобраться.

Явление ангелов или каких-то сверхсуществ порой способны напугать или привести в настоящий духовный трепет

Жил-был на свете молодой инок, и решил он уйти в затвор. Игумен считал, что инок к такому подвигу не готов, но молодой монах не послушался игумена. В затворе же вовсе не ангел явился иноку и сказал: «Только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». Инок читал и учил.

И не молился. Он прекрасно знал Ветхий Завет и совершенно не хотел ничего знать о Евангелии. Обеспокоенная братия усердной молитвой отогнала беса, а молодой инок выйдя из затвора был особенно усерден в послушании.

Позже инок стал епископом в Великом Новгороде, где и по сей день находятся его мощи.

Приезжая в Новгород, я часто захожу в Софийский собор и, стоя у мощей святителя Никиты, вспоминаю эту историю. И каждый раз задаюсь вопросом о различимости Божьего и остального.

Я задаюсь этим вопросом без конца последние восемь лет моей жизни и не понимаю ответ, который находится где-то рядом, неразличимый, как тонкий оттенок цвета для абсолютно слепого. Если человек, полюбивший Бога так, что избрал монашеский путь, не смог увидеть обман, то как его разглядеть человеку совершенно неопытному? Или человеку в другой религиозной традиции?

На заре  собственного воцерковления, в истоках которого как раз находится мой собственный мистический опыт, вопрос этот не казался мне сложным.

Ну какой мистический опыт может быть вне ортодоксального христианства? Ясное дело, что все от лукавого! Внутри же христианской традиции любое мистическое не воспринималось мной как нечто невероятное. Все было одновременно обыденным и жутким, как ролики на «Ютубе», где загробными голосами поют невидимые «ангелы».

Всемогущий Бог может все. Чему тут удивляться? Правда, иногда Господь «развязывает руки» для своих совсем падших творений, которые тоже могут многое и как отличить одно от другого? Очень просто.

Нужно перекреститься, помолиться Господу Иисусу и внимательно посмотреть: что же именно предлагает случившийся «мистический опыт»? Если на душе мирно, а предлагается что-то сообразное с совестью, то все в порядке. Если на душе раздрай, а предложение сомнительное – то крестимся и убегаем.

Приблизительно так я размышляла в первые, самые «неофитские» несколько лет в Церкви.

Бог как-то сказал мне: «Иди, и кого Я пошлю тебе – прими. Это тот, кто приведет тебя ко Мне». Приблизительно так это было, когда в 16 лет меня посетило ощущение, что нужно выйти на улицу, чтобы познакомиться с кем-то, кто приведет меня к Богу. Я спросила у «ощущения», могу ли я отказаться от этой встречи сейчас.

И «ощущение» с некоторой грустью ответило мне, что могу, но тогда Встреча состоится позже, а горя мной будет пережито гораздо больше, чем если я пойду сейчас.

И нет слов, чтобы описать этот диалог, который изнутри ощущался именно как общение, как ответ на вопрос, как уважение к моей свободе и абсолютная забота, как узнавание Того, Кого я еще не знала. Снаружи я просто кружила по комнате, а потом пошла гулять.

А внутри переживала непоколебимую уверенность, что это предложение выйти на улицу для какой-то встречи, это ответ на просьбу «Боже, если Ты есть, приведи меня к Себе». Встреча состоялась и действительно привела к Встрече.

Крестилась я спустя три недели после странного знакомства на улице с человеком, который рассказал мне наконец что такое православие. Наверное, каждый христианин знает это бесконечно счастливое ощущение, что Господь рядом. Во время молитвы или Причастия иногда просто так душа наполняется прозрачным теплом и слов не существует, чтобы рассказать об этой тайне.

Мне долго казалось, что именно это ощущение присутствия Божьего и есть верный маркер, что то, что происходит – что бы это ни было – от Него. Пока однажды сестра Браун из Церкви Святых последних дней не рассказала мне, что когда она молилась Богу об истинности учения мормонов, на сердце ей пришло чувство теплоты и нежности.

Разумеется, сердца не вынешь для сравнения. Да и вынув, не увидишь следа пережитого опыта.

Может быть, за неимением возможности иного пути Господь привел сестру Браун к мормонам? Может быть, для нее это единственная возможная форма христианства? В этом есть какая-то неправда, но, может быть, она в моем понимании, а не в чудом опыте? Пути же Господни совершенно невероятны.

Я прокричал тебе в дверь:

«Мистики собираются

На улице. Выходи!»

«Оставь меня в покое.

Я болен».

«Да хоть бы ты и умер!

Иисус здесь, и он хочет

Кого-нибудь воскресить!»

Слова эти принадлежат Джалаладдину Руми – мусульманскому мистику, жившему в XIII веке.

Ниже мне бы хотелось привести еще один пример поэзии Руми, крайне близкий по смыслу к тому, что существует в мистическом христианстве.

«Я хотел бы поцеловать тебя.

А цена этого поцелуя — моя жизнь.

И теперь моя любовь бежит к моей жизни

С криком: «Как дешево, давай купим!»

От Бога ли был опыт Руми? Кто кроме Бога может ответить на этот вопрос?

Размышляя над межой между тем, как различить некий мистический опыт от Бога и от того, что не от Него, вспоминается, что Бог не фокусник и не гордец, что нам хорошо известно из Библии.

Читайте также:  Если мучает вопрос о смысле жизни - что делать? 3 совета

Это значит, что, во-первых, нет смысла в каких-то чудесах, прозрениях и переживаниях, если они не приближают человека к Творцу, во-вторых, Богу нет необходимости утверждать Свое существование или присутствие спецэффектами.

Среди моих многочисленных знакомых есть люди с богатым наркотическим опытом, один из них однажды сказал, что не видит разницы между своим кайфом и тем, что я именую ощущением присутствия Божьего.

Впоследствии мне пришлось прочесть довольно много литературы с описанием физических аспектов действия различных психоактивных веществ и немножко поразбираться в нейробиологии, чтобы понять, насколько вообще такие аргументы могут быть правомерны.

Разумеется, для верующего человека такое замечание может звучать оскорбительно, но в мире еще ни один человек не пришел к Богу оттого, что какой-то христианин или христианка оскорбились.

Действительно, может быть, все эти переживания Бога лишь побочные продукты каких-то других, более важных эволюционных механизмов? И тогда нет смысла искать, от Бога они или от дьявола, если в общем-то и Бога нет.

Мало ли какая мутация может вызвать неожиданный всплеск какого-нибудь окситоцина и серотонина, и тогда чувство глубокой радости и теплой привязанности возникнет ниоткуда и толкнет к ложным выводам бедное животное по имени человек, осознающее свою смертность?

Однако опыт Бога описывается как нечто большее, чем всплеск гормонов и нейромедиаторов.

В 1917 году немецкий религиовед Рудольф Отто выпустил в свет труд под названием «Священное», в котором постарался исследовать и описать «нуминозное» — то переживание Божественного, с которого, по мнению Отто, начинается всякая религия.

Нуминозное лежит за пределами морального и рационального, за пределами догматики, как некое сущностное и сокровенное ядро, оно охватывает всего человека, и хотя нечто подобное можно испытать, когда питаешь любовь, благодарность, душевный подъем, умиление и так далее – все эти чувства, по мнению Отто, лишь слабый отголосок того, что испытывает человек, захваченный переживанием нуминозного.

Рудольф Отто (1869-1937) — немецкий теолог, представитель феменологии религии

Еще одна старенькая книжка, комментирующая доводы о физических основаниях религиозных переживаний как неубедительные, была написана также в начале XX века психологом Уильямом Джеймсом, она называется «Многообразие религиозного опыта».

Прагматик Джеймс не отличался особой религиозностью, однако выступал с резкой критикой медицинского материализма, отмечая, что в таком случае и атеизм можно было бы свести к дисфункциям какого-нибудь органа.

Воздерживаясь от построений гипотез о сущности религии, Джеймс считал это явление по меньшей мере полезным.

Одна моя знакомая так описывает свое переживание: «Когда мне было лет 8, родители отвезли меня к бабушке с дедушкой, которые жили в деревне. Это была совершенно обычная маленькая русская деревенька где-то на северо-западе нашей страны.

И поскольку деревенька была маленькой и очень старой, все друг дружку отлично знали и обычно приходились друг другу какими-нибудь родственниками. Поэтому было совершенно обычно, что свадьбы, дни рождения и похороны проходили совместно, да и в гости к друг другу можно было заходить просто так, многие двери даже не запирались. В соседнем доме умер дедушка.

Поскольку в моей семье к тому моменту еще никто не умирал, а родители были атеистами, то мне было крайне интересно, что же такое похороны и как они проходят в христианской среде. Тело старичка находилось в доме, туда зашел священник и стал что-то петь. Вдруг наступило какое-то невероятное безветрие. Ни единого листочка не шевелилось на деревьях.

А над домом совсем низко-низко кружили три облака. Я была довольно любознательной девочкой, читавшей много энциклопедий, и я тут же начала искать какое-то рациональное объяснение этим трем облакам, которые в безветренную погоду кружились над домом. В конце концов я поняла, что никаких потоков ветра нет и я просто не знаю, как самой себе объяснить происходящее.

Было ощущение, что я смотрю туда, куда мне смотреть не очень-то и можно и что Некто в ответ смотрит на меня. Некто рядом. Я повернула голову к подружке, которая тоже, как и я, пришла вместе со мной удовлетворить детское любопытство, и спросила ее: как она думает, что это за облака. Моя подружка испуганным шепотом предложила гипотезу, что это ангелы забирают душу.

Мы посидели еще немного, а потом нам стало совсем не по себе и мы ушли. Прошло много лет, и я до сих пор не знаю, зачем я это увидела и что это было».

Уильям Джеймс (1842 — 1910) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

Другой мой знакомый рассказывал, как после смерти его бабушки та несколько раз звала его из комнаты. Однако, не найдя каких-либо объяснений, он просто оставил этот случай как факт своей биографии, который никак не изменил его мировоззрение. Знакомый мой как был, так и остался атеистом.

Было ли это некое приоткрытие завесы сообщением от Бога, было ли это каким-то искушением или просто галлюцинацией на фоне переживаний – совсем не ясно.

Может быть, это какое-то маленькое зернышко, которое еще прорастет через много лет в вопрос о подлинном устройстве мира, в вопрос о существовании Бога и Его заинтересованности в нас? Причем даже если этот случай —  действительно сугубо физиологический продукт, это не означает, что он не был попущен Богом.

В христианской интерпретации мира нет ничего, о чем бы Бог не был в курсе, и ничего, что было бы против Его воли, кроме некоторых наших решений и их последствий, кроме греха. Даже птицы не падают на землю без воли Божьей, и уж тем более если у нас каждый волос сосчитан (Мф 10:29), то странно было бы считать, что мистический опыт – какова бы ни была его природа – нечто совершающееся без ведома Бога.

Но еще раз. Нам на то и дан ум и дана совесть, чтобы мы могли отличать Божье от хлама и шелухи. По плодам прежде всего.

Если же кто-то ищет неких универсальных признаков и механизмов, чтобы почувствовать себя избранным, чтобы унижать и упрекать людей другой веры или других взглядов, то это не путь христианина. Дух дышит где хочет и Господь желает спастись каждому, не наше дело – чужие личные отношения человека и Бога.

Среди моих знакомых есть люди, которые являются приверженцами тех или иных новых религиозных движений (то, что в русской публицистике часто именуется «сектами») – это люди потрясающих историй. Наркоторговцы, уличные хулиганы, зеки, алкоголики, международные преступники – люди, которых я узнала как светлых и добрых христиан.

Могу ли я отрицать их знакомство со Христом по причине того, что контекст нашего с ними опыта встречи с Богом разный? Могу ли я настаивать, что их опыт встречи с Богом, часто совершенно невероятный, глубокий и пронзительный, – ложный? Нет, не могу.

Я могу быть не согласна с религиозными системами, к которым они принадлежат, но я ничего не знаю о чужой душе.

Вопрос «мистического опыта» сложен ввиду того, что сопряжен с тайной. То есть мы можем решать научные вопросы, но тайна встречи человека с Богом всегда остается личным, интимным переживанием.

Господь всегда узнается душой, и между тем наша свобода так огромна, что мы можем отвергнуть Бога или принять за Него все что захотим.

Между тем Бог не обманщик и у нас не было бы свободы, если бы не было возможности отличить истину от лжи, Бога от дьявола, Его любовь от приступа сентиментальности.

Источник: https://blog.predanie.ru/article/misticheskij-opyt-bog-ili-prelestj/

Откуда берётся мистический опыт

Ощущение «сверхъестественного» возникает при отключении мозговых тормозов.

Мистический опыт можно описать по-разному: кто-то чувствует присутствие неких высших сил, кому-то открывается высшее знание, у кого-то меняется восприятие и т. д.

У кого-то «мистика» случается в больнице, в палате интенсивной терапии, кого-то странные видения посещают при погружении в медитативный транс.

(Уточним, что мы говорим не о клинических расстройствах, вроде шизофрении – при мистическом опыте человек понимает, что с ним случилось нечто необъяснимое, выходящее за пределы разумения.)

Обращаясь к высшим силам, не забудьте снять свой мозг с тормозов. (Фото Emma Rian / Corbis.)

Так или иначе, даже если сделать все возможные поправки на субъективность таких переживаний и на многозначность самого понятия «мистический», нечто общее в подобных случаях есть – а это значит, что здесь существует какая-то общая физиология. То есть такие странные переживания, скорее всего, сопровождаются сходными реакциями в мозге.

Нейробиологические гипотезы, объясняющие мистический опыт, обычно делятся на две части: одни говорят, что в мозге существует некий генератор трансцендентного  – особая зона, которая, активируясь, дарит нам некие странные переживания, другие же утверждают, что всё дело не столько в конкретной зоне, сколько в том, что в мозге не слишком хорошо работает система торможения.

Здесь следует напомнить, что работа нервной системы в целом выглядит как чередование волн возбуждения и торможения.

Для того, чтобы согнуть руку, нужно возбудить группу мышц-сгибателей и затормозить группу мышц-разгибателей, а для того, чтобы отрегулировать мышечную силу, нужно вовремя погасить возбуждение в тех нейронах, которые побуждают мышцу сокращаться. То же самое происходит и в эмоциях, и в мышлении.

Для того, чтобы унять нейрон, генерирующий возбуждающий сигнал, должен включиться другой нейрон – ингибиторный, или нейрон торможения, который, активировавшись сам, подавит активность возбудительного нейрона.

Иными словами, торможение – не просто «отключение мозга», как может показаться. При торможении мозг работает, как и работал, просто теперь в нём активируются другие нервные пути.

И, если эти самые пути вдруг сломаются, если их активность упадёт, то нервной системе грозит перевозбуждение, что может проявляться и в неправильной работе мышц, и в эмоциональной нестабильности, и вообще в поведении.

Вернёмся к гипотезам, объясняющим мистический опыт.

Джордан Графман (Jordan Grafman) из Северо-Западного университета вместе с коллегами из других научно-медицинских центров США и Новой Зеландии проанализировал состояние мозга у почти полутора сотен ветеранов Вьетнамской войны. Все они проходили психологические тесты до того, как их отправляли в места боевых действий, и после возвращения оттуда.

Некоторые из солдат получили травмы мозга, и многие из них вдруг стали видеть членов своей семьи, которых на самом деле не было рядом, а то и слышать слова, исходящие, как они говорили, от некоего высшего существа. Мистический опыт оценивали по специальной шкале (оказывается, есть и такая). Результаты психологических тестов подкреплялись результатами компьютерной томографии мозга.

В статье в Neuropsychologia авторы пишут, что самые сильные трансцендентные переживания случались у тех, у кого были повреждены лобные и височные доли мозга, причём особенно это касалось дорсолатеральной префронтальной коры – если травма затрагивала её, то в большинстве случаев можно было ожидать мистических откровений.

Дорсолатеральная префронтальная кора генерирует тормозящие импульсы, о которых шла речь выше; то есть, с определённой долей уверенности можно утверждать, что именно отказ «тормозных систем» мозга отрывает нам «двери восприятия». Лобные доли отвечают за массу всего, от мышечного контроля до памяти и речи, так что они вполне могут создать нечто сложное и мистическое – конечно, если им не мешать.

По мнению нейробиологов, «тормозные колодки» (то есть дорсолатеральная префронтальная кора) помогают выстроить сложное объяснение наблюдаемым феноменам, причины которых неочевидны и которые проще всего списать на вмешательство сверхъестественных сил.

В пользу нового исследования говорит сравнительно большое число участников, а также то, что у них анализировали психологическое состояние как до, так и после травмы. Но ведь мистические явления начинаются не только из-за сотрясения мозга?

Здесь можно вспомнить статью 2012 года нейрофизиологов из британского Имперского лондонского колледжа, которые изучали влияние псилоцибина на психику: оказалось, что он не стимулирует, а, наоборот, угнетает нервные пути – в частности, те, что отвечают за дозирование и координацию информационных потоков. Конечно, у некоторых людей встреча с непостижимым случается вообще без каких-либо усилий с их стороны – что ж, в таких случаях, вероятно, всё упирается в генетические особенности, из-за которых тормозящие нейроны работают не в полную силу.

Заметим, что исследователи не оценивают, насколько истинны открывающиеся перед мистическими визионерами картины мироздания – речь идёт лишь о том, чтобы описать некий феномен, описать его нейробиологический механизм. При желании всё можно объяснить сверхъестественной силой, которая отключает нейронные тормоза своему избраннику – как известно, плюс любой веры в том, что с её помощью можно объяснить что угодно и как угодно.

По материалам LiveScience.

Источник: http://ksvety.com/13121

Ссылка на основную публикацию