Куда едет рикша?

Рикша – это профессия и вид транспорта :

Рикшей в юго-восточных странах Азии называют человека, который запрягается в двухколёсную повозку и доставляет людей и грузы. Так называется и сама повозка. То есть рикша – это и профессия, и вид транспорта. Рикши в наше время популярны в Индии, Японии, Южно-Африканской республике и других странах.

Из истории

Рикша – это древняя профессия, которая сохранилась до наших дней. Название произошло от японского слова дзинрикися, обозначавшегося тремя иероглифами со значениями человек, сила, повозка. Рикша – это, в понимании японцев, человек, который тащит на себе повозку с пассажирами. Такой транспорт обычно предназначен для одного или двух человек.

До того как появились повозки-рикши, богатые японцы ездили на паланкине. Это средство транспортировки с помощью носильщиков, выглядящее как кузов на жерди. Транспорт существовал до 19 века, а затем появились рикши, которые являлись единственным видом транспорта в Японии вплоть до изобретения автомобиля. Позже повозки распространились на территории Китая и других стран Южной Азии.

Сегодня рикша – это туристический символ Японии и Индии. Они пользуются спросом у туристов, являясь древним экзотическим видом перемещения по городу.

Какие бывают рикши

В наши дни бывают вело-, моторикши и беговые рикши.

Велорикша выглядит как экипаж на двух колесах, который крепят к велосипеду. Он рассчитан на двух пассажиров. Транспорт подходит для неторопливых прогулок по старым городам.

Моторикша – это трехколесная повозка с пассажирской кабиной, напоминающая азиатский тук-тук. Стоимость поездки на моторикше дешевле, чем в такси. Но о цене необходимо договориться заранее, иначе не избежать проблем. Иногда моторикши снабжают счетчиками для подсчета общей стоимости поездки.

Моторикши бывают грузовые и общественные. В Индии их общественную модификацию называют «темпо».

Если есть желание прокатиться, любой вид тележки можно «поймать» на улицах города или взять в местах туристических достопримечательностей.

Рикши в Японии

Происхождение этого транспорта в Японии относят к западному влиянию после революции 1868 года. Вырос темп городской жизни, появилась потребность в быстром передвижении. Паланкины двигались неторопливо. Содержать лошадей было слишком дорого. Тележка рикша стала популярным общественным транспортом.

В XX веке повозки стали пропадать вместе с экономическим ростом страны. Они становились символом и пережитком прошлого, говорящем о низком уровне благосостояния. Государство стало запрещать этот вид транспорта.

И лишь в наши дни транспорт снова пользуется спросом, правда, в основном у туристов.

Рикши в Индии

В некоторых областях Индии может запросто оказаться, что другого транспорта просто нет. Велосипед рикша – самый экономичный вид городского общественного транспорта. Однако многие перевозчики совершенно не знают иностранных языков и могут повезти своего пассажира туда, куда хотят. Прокатиться на тележке стоит, если хочется экзотики. Относиться серьезно к этому виду транспорта не стоит.

Водители взимают комиссионные за свои услуги, если привезли пассажира к отелю, где он решил остановиться. Если нет желания отдавать солидные комиссионные перевозчику, не нужно называть название отеля и не стоит заходить в него, пока рикша не уехал.

Интересные факты

Этот экзотический вид транспорта собрал вокруг себя множество занимательных фактов и историй:

  1. В Индии рикши часто работают как городское такси, отвозя детей в школу, а их родителей на работу. Водитель становится настоящим членом семьи.
  2. В 1982 году городские власти индийского штата Западная Бенгалия провели акцию массового уничтожения повозок. Было ликвидировано 12000 тележек. Но это не остановило таксистов-рикш от занятий подобной деятельностью, поскольку для многих это единственный способ прокормить себя и семью.Если водитель беден и работает босиком, он получает штраф от городских властей.
  3. Штраф грозит и в том случае, если перевозчик будет двигаться навстречу автомашинам.
  4. Многие рикши настолько бедны, что ночуют прямо на улице. Те же из них, у кого есть хотя бы небольшие деньги, отдыхают в общих ночлежках под названием дера.
  5. Как правило, водители тележек по уровню доходов не превосходят обычных уличных попрошаек. Несмотря на это, им как-то удается кормить свои семейства.
  6. Грузовые рикши трудятся на рынке. Они доставляют любые грузы. Владельцы лавок и магазинов пользуются их услугами. Даже отели могут заказать услуги повозок.
  7. В сезон дождей в Индии вода полностью заливает улицы. С июня и до сентября в городах царит настоящий потоп. Дренажная система не справляется с потоками воды. В этот период для рикш начинается сезон заработка, поскольку по улицам могут проехать только повозки с высокими колесами. И даже представители власти, которые постоянно борются с этим видом транспорта, в сезон дождей вынуждены пользоваться услугами рикш.

Власти постоянно запрещают труд рикш. В ответ начинаются массовые беспорядки и протесты. Ведь для многих подобная работа – единственный возможный вид заработка.

Источник: https://www.syl.ru/article/319678/riksha—eto-professiya-i-vid-transporta

О ришикеше, йоге и ашрамах

НЕМНОГО О МЕСТНОСТИ И ГДЕ В РИШИКЕШЕ МОЖНО ОБУЧАТЬСЯ ЙОГЕ:
Для начала немного расскажу о городе Ришикеше. Я для себя выделила 3 места для ориентации..

1. Основной город Ришикеш (шумный обычный индийский городок, в него как раз Вас привозит автобус).

У этого основного города есть главная улица, от этой главной улицы в право и в лево идут второстепенные улицы. Вас автобус как раз высадит на главной улицы.

2. Главная улица приводит сперва к первому мосту. Район первого моста называется Рам Джула. Именно здесь сосредотачивается основные Ашрамы Ришикеша. В районе этого моста меньше останавливаются европейцы. Но зато здесь больше людей, которые занимаются йогой

3. После первого моста, второй мост, район Лакшман джула. В этом районе больше останавливается европейцев. И здесь меньше находится Ашрамов.

Когда Вас привезет автобус в основной городок и высадит на главной улице, Вам необходимо взять Рикшу. Такая смешная повозка, аналог нашей маршрутки.
Теперь немного о Рикшах. Я сперва вообще не понимала сколько надо платить за проезд. Потом немного разобралась из личного опыта. Проезд на Рикше подразделяется на два вида. Т.е. вы можете ехать один в рикши, т.е.

никто к Вам уже не подсаживается. Вы можете договорится с водителем о месте назначения, о том чтобы он Вас подождал и т.д.. Соответственно цена дороже, чем если Вы едите используя второй вид. В торой вид проезда на Рикши, это когда Вы едите не один, а в рикши едут вместе с вами другие люди. Соответственно, как и наша маршрутка она останавливается подсаживаются др. люди, высаживаются и т.д.

В этом случае для справки проезд по городу при использовании второго вида, составляет 5-15 рупий (собственно цена на момент моего пребывания). Теперь практика. Высадились Вы на главной улице, стоите если к Вам подошел водитель показывает на пустую повозку и говорит Рам Джула.

Это значит Вам предлагают использовать первый вид передвижения (по моим данным от автобусной станции до первого моста (Рам Джула) запрашивали цену от 70-100 рупий). Едите Вы один и наслаждаетесь жизнью, никого подсаживать он не должен во время пути.

Если же Вы стоите на главной улице и видите едет рикша а там люди, вы поднимаете руку рикша останавливается и вы садитесь уже не в пустую рикшу, то проезд составит 5-15 рупий. Но едите Вы уже не один, по пути делаете остановки, но опять же наслаждаетесь жизнью, так как ехать в принципе не долго.

Так еще расскажу о двух ориентирах на главной улице (так как потом буду рассказывать где, что интересного купить можно, а так как названий улиц не знаю, буду использовать два этих ориентира). Итак на главной улицы, она кстати прямая, стоят два (их только два поэтому перепутать не возможно) не работающих светофора. Увидеть их легко и ориентироваться по ним тоже очень удобно.

Теперь вернемся к обучению. В общем я для себя выделила 3 вида обучения в Ришикеше:

1. Обучения у частных преподавателей (к этому виду относятся преподавания в отелях, различные вывески на улицах и т.д.). 2. Преподавания в Ашрамах, но это преподавания сводятся просто к занятиям в группах. Как правило там нет определенной программы. Вы просто приходите либо один раз в день, либо 2 раза в день заниматься, в разных Ашрамах по разному.

3. Преподавание в Ашрамах. Но это преподавание больше похоже на школу. Т.е. есть программа обучения, единая группа и даты начала занятий. Т.е.

Например Ашрам имеет расписание с 6 июня по 17 июня проходит курс для новичков (те кто мало или вообще не занимался йогой). Далее есть 2 ступень интенсив для новичков, далее средний уровень и т.д.

до курсов, которые предназначены для людей, которые готовы и хотят стать преподавателями и получить сертификат.

Из моего личного опыта. К частным преподавателям я решила не ходить и не пытать счастья. Так как в интернете прочитала, да и на месте понятно, что обманщиков в Ришикеш много. Единственное скажу, что многие хорошо отзывались о преподаватели, который припадает в Грин Отели (об отелях расскажу чуть позже).

По поводу второго вида обучения. С него как раз и начался мой путь обучения йоги в Ришикеш. Какие Ашрамы практикуют второй вид обучения (Вед Никетан, Йога Никетан, Шивананда Ашрам (Что относительна Шивананда Ашрама он имеет и второй вид обучения и третий.

),
Третий вид обучения практикует Пармат Никетан, Пулл Чати.

Теперь о каждом Ашраме подробно

Вед Никетан (мой первый опыт). Находится в конце главной улицы в области первого моста. Как пишут в интернете, мол в этом Ашраме серьезный уровень и серьезная школа, на самом деле это не так. Вот расписание Ашрама: 7-30 до 8-30 медитация или пение мантр; 8-30 до 10-30 йога и 4-00 до 5-30 вечерняя йога. На этом все.

Ведет йогу молодой мальчик (индус), по другому не назовёшь. Новичкам лучше туда не ходить, так как занятие больше направлены на физические упражнения, тренер не исправляет если Вы что-то делаете не правильно. Цена дешевая если Вы живете в Ашраме, проживание и занятия Вам будет стоить 150 рупий в день. С питанием 200 рупий. Питание будет исключительно Ашрамное.

Считается, что там преподают Аштангу йогу.

Шивананда Ашрам. Мой второй опыт. Ашрам находится на левом берегу, если стоять лицом ко второму мосту. Вообще если честно из всех Ашрамов мне больше всего понравился именно этот Ашрам. Что-то притягательное спокойное и доброе исходит от людей, которые там служат, да и от самого места.

Очень мне понравилось, что у них есть госпиталь и даже своя лаборатория. При этом медицинскую помощь они оказывают бесплатно (за добровольные пожертвования, но никто не смотрит, сколько ты положил денег). Не буду вдаваться в подробности об учениях Шиванады, основателя ашрама. Об этом Вы можете прочитать здесь:
Расскажу по поводу йоги.

В Ришикеш стоит один из Ашрамов, так как Шивананда Ашрам есть и в других городах Индии и даже в других странах. Что касается Шивананды Ашрама в Ришикеш. В Ашраме есть два вида занятия. Просто занятия, которые проходят по вечерам с 4-30 до 6-30 для женщин. И по утрам для мужчин. Занятия проводятся за пожертвования, т.е.

после занятия вы можете подойти к ящику и положить столько сколько пожелает Ваша душа. Видет занятия Непалка. Йога более мягкая (так называемая Шивананда йога), дают время для расслабления. Что мне очень понравилось, учитель пристально следит, чтобы Вы делали правильно все упражнения. Некоторым не нравилось, что она так контролирует процесс. Лично мне очень это понравилось.

Советую туда идти новичкам. Азам йоги вы научитесь достаточно хорошо. Также в этом Ашраме есть продвинутый курс. Я на нем понятное дело не была. Передам слова кто попал на этот курс. Проходит он 3 раза в год. Чтобы туда попасть надо заранее написать секретарю. При этом обосновать почему Вы хотите заниматься именно в этом Ашраме.

После этого Вас, возможно, пригласят на собеседование. Если Вы его пройдете Вам дадут приглашение на курс. Плата за курс не взымается. Но если вы посчитаете нужным оставить пожертвования, все будут рады.

Дополнительная информация у меня есть об Шивананде Ашраме, который находится в Керале. Там есть программы по обучению новичков, средний уровень, продвинутый и для тех кто хочет преподавать. Цен я не знаю, так как пока там не была. Но говорят, что обучение не дешевое, но учат хорошо.

Ашрам Пулл Чати. Мой третий опыт. В этом Ашраме проводят курсы для новичков и среднего уровня. Интересный такой Ашрам. Стоит значительно вдали от цивилизации, где-то 10 км от Лаксманджулы на берегу Ганги. Управляет Ашрамом индуска.

Ашрам чистый, со своей кухней, столовой, садами манго и бананов. Есть коровы, поэтому всегда присутствует в меню свежее молоко. При этом пить его можно не боясь подхватить заразу.
Курс длится 7 дней. Достаточно интенсивный курс.

Читайте также:  Мужчина – весы, женщина – стрелец: совместимость в любви

Во время курса вы должны жить, питаться на территории Ашрама. Расписание курса плотное:

5-30 подъем 6-00 до 6-30 Медитация 6-30 до 6-45 Мантры 6-45 до 7-00 Джаланетти (по нашему промывка носа)

7-00 до 7-15 Пранаяма (дыхательные практики)

7-15 до 8-45 Хатха йога 9-00 до 10-00 Завтрак

10-00 до 10-30 Карма йога

10-30 до 12-30 Медитационная прогулка 12-30 до 13-00 Обед 13-00 до 15-00 Свободное время 13-00 до 16-00 Лекции 16-00 до 17-30 Аштанга йога 17-30 до 17-45 Пранаяма 18-00 до 19-30 вечерние служение и песнопения 19-30 до 20-30 Ужин

20-30 до 21-00 Медитация, потом спать )

В общем передать словами о полученном опыте я не смогу. Но это стоит попробовать. В этом Ашраме может вы и не получить большой растяжки и супер физической подготовки. Но зато вам передадут состояние, постараются объяснить в чем смысл йоги, как она влияет на жизнь.

В общем есть в этом курсе что-то волшебное и место где расположен Ашрам удивительное. После этого курса я почувствовала большой прилив энергии и я ясность ума.
Питание вкусное и очень полезное сбалансированное.

Более подробную информацию вы можете прочитать на сайте, а также на сайте есть расписание курсов:

Продолжение: https://indonet.ru/R…

Автор и источник публикации: 

‹ Ашрамы Ришикеша Вверх Как доехать в Ришикеш ›

Источник: https://indonet.ru/Statya/O-Rishikeshe-yoge-i-ashramah

Рикши в Индии

Улочки Индии отличаются особой извилистостью и запутанностью. Поэтому, одним из самых распространенных транспортных средств в этой стране являются рикши — своеобразные повозки, только функции лошадей в них успешно выполняют люди.

Если во многих других странах этот «транспорт» используется в качестве эксклюзивного развлечения для туристов, то в Индии рикшами пользуются повсеместно. Главным образом так происходит из-за низкого уровня жителей и наличия большого количества бедняков, готовых за копейки выполнять поистине лошадиную работу.

На территории Индии есть несколько разновидностей рикш:

  1. безмоторный транспорт: включает в себя велорикшу (обычный велосипед со специальным посадочным местом для пассажира) и обыкновенную рикшу, которую тащит на себе человек, передвигаясь на собственных ногах;
  2. рикши моторные: авторикша (применяется в качестве такси), грузовая рикша и ‘Pig’ рикша — она рассчитана на несколько пассажиров.

Обыкновенные рикши запрещены на территории Индии из-за своей неэстетичности и убогости. Но на востоке Индии, в Калькутте, можно еще встретить бедных, босоногих, оборванных мужчин, зарабатывающих себе на пропитание таким вот тяжелым трудом.

Многие из них приезжают в этот город для того, чтобы прокормить свою семью, хоть и получают они за свою работу сущие гроши.

Самые первые рикши

Самые первые модели рикш появились еще во время правления  Людовика XIV. В нее впрягался человек для перевозки пассажиров и различных грузов.

В 1870 году миссионер из Америки запатентовал данное сооружение. По задумке оно создавалось для его жены, у которой было слабое здоровье.

Японцы стали активно использовать подобное изобретение в своей повсеместной жизни. Индия также переняла эту идею.

А в 1930 году появилась первая велорикша. Она отличалась от предыдущей рикши, которую тянул на себе человек за две оглобли. Ее конструкция напоминала трехколесный велосипед. Теперь рабочий сидел сверху и крутил педали, а не перебирал собственными ногами по раскаленной, грязной земле.

Расценки на проезд в рикшах

Острая нужда и бедность заставляют индусов устраиваться на подобную работу. Поэтому, они не упускают возможности побольше заработать на туристах и всех далеких от их отрасли людей. Посему рекомендуется еще до отправления обговаривать с водителем окончательную стоимость поездки, чтобы не вышло никакого недоразумения.

Как правило, поездка из одного конца города в другой обойдется вам около 150 рупий. Но, если рикша заметит, что турист не разбирается в расценках, то он не упустит возможности заработать в несколько раз больше. Как правило, на всех железнодорожных вокзалах находятся специальные офисы, в которых каждый приезжий может заказать и оплатить поездку на необходимое расстоянии с помощью рикши.

Во всех крупных городах очень много рикш. Все они находятся в постоянном поиске клиентов. Как правило, сам рикша работает на частную компанию, ведь самостоятельно ему приобрести повозку не по карману. Крупные торговые фирмы имеют по 1000 таких повозок, на которых работают малоимущие из самых бедных кварталов и районов страны.

Но с 2005 года использование рикш на территории Индии запрещено, хотя до сих пор есть такие бедные города, в которых охотно используют труд бедняков в качестве дешевого транспортного средства, несмотря на запреты властей. Все больше становятся востребованными услуги такси, а рикши, по словам, правительства Индии, изжили себя и портят репутацию страны.

Источник: https://indiada.ru/fakty-ob-indii/rikshi-v-indii.html

Рикша, такси, автобусы и другой транспорт в Китае

О рикшах в Китае, о таксистах и о неписанных правилах дорожного движения в Китае. Дороги в Китае — это не просто дороги, а водители — это особая секта. Впрочем, обо всем по порядку. Как часто я слышу жалобы от знакомых в России, мол, как достали эти водятлы на дорогах! И ездить они не умеют, и права покупают, и правил не знают. Так говорят те, кто не ездил по дорогам в Китае.

Нет, с самими дорогами все в порядке — китайские рикши, таксисты и водители общественного транспорта везде и всюду и дороги в порядке. Строить китайцы любят и умеют, причем строят с запасом на будущее.

Даже в совсем небольшом по китайским меркам городке Хуньчунь любо-дорого взглянуть на трассы: широкие, в несколько полос, ровные, без всяких ям, бугорков и выбоин. О больших городах и говорить нечего.

Итак, поговорим про:

Правила движения в Китае
Китайский рикша
Такси в Китае
Автобусы в Китае
Несмотря на то, что дороги в Китае хорошие и качественные езда на них — это отдельный разговор. Как же китайцы ездят по этим дорогам! Как я заметила, есть несколько правил.

На дорогах в Китае

  • Правило №1: Пешеход всегда не прав

Такое впечатление, что пропустить пешехода, который старается перебежать по зебре, это немыслимое унижение для китайских водителей. Они даже и не думают хотя бы слегка сбавить скорость, когда приближаются к пешеходному переходу.

Можно стоять подолгу у дороги, а потом вместе с собравшейся толпой быстро-быстро нестись на другую сторону. В толпу надменные китайские водители все-таки предпочитают не въезжать.Нужно сказать, что пешеходы на китайских дорогах вымуштрованные, с хорошей реакцией и под машину попадают очень редко.

  • Правило №2: Правила дорожного движения — для дураков

Повернуть направо из четвертого левого ряда? Почему бы и нет? Спокойно развернуться через две сплошные? Да легко! Пристегнуть ремень безопасности? Вот еще! Обгонять там, где поворот запрещен? У китайского водителя нет запретов! Меня всегда удивляет эта манера китайской езды. Подозреваю, что правила автолюбители все-таки знают. Просто считают ниже своего достоинства им следовать.

  • Правило №3: Сигналь всегда, сигналь везде, сигналь как можно громче

Помню свою первую поездку в Китай. До места доехала довольно поздно. Была практически ночь. Заселилась в гостиницу и – спать, спать. Утром я буквально подорвалась с постели. За окном гремела невообразимая какофония. Таксисты в шестом часу утра выехали на работу. А тихо ездить им скучно.

Увидели знакомого – жмут на клаксон. Обгоняют машину – жмут на клаксон. Увидели потенциального клиента – жмут на клаксон. Возмущены поведением автомобилиста в соседнем ряду – жмут на клаксон. Надоело стоять перед светофором – жмут на клаксон. Просто скучно стало ехать – жмут… ну вы поняли.

Причем таким поведением грешат не только таксисты. Сигналят все!

Вообще чем меньше китайский город, тем больше такси вы увидите на его улицах. Просто не так много обычных жителей могут себе позволить купить машину.

Все-таки велосипед до сих пор самый распространенный вид транспорта в Китае. Но в мегаполисах ситуация уже другая. Красивые, дорогие автомобили на дорогах уже привычны взгляду.

С каждым годом машин становится все больше и больше. Но и в больших городах сигналят и пересекают сплошную до сих пор))

Рикша в Китае

Самый легкий вид общественного транспорта это – Рикши. Наверное, вы слышали это слово. Да, в современном Китае они до сих пор существуют. Правда, никто не стирает ноги в кровь, таща на себе толстых ездоков на плечах.

В современном Китае есть два вида рикш: велорикши и моторикши, бывают они как двухколесные, так и четырех и трехколесные. Велорикша устроен как велосипед, только с легкой кабинкой на 2-х человек. Они часто ярко украшены цветами и лентами.

А моторикша — это более мощный велосипед с моторчиком. Усовершенствованная модель, в общем.

Туристы очень любят пользоваться услугами рикш. Экзотика! Часто можно увидеть картину, как пара ну ооооочень не худеньких тетечек-туристок вскарабкиваются в кабинку рикши.

И хорошо еще, если это моторикша! А ведь бывает, что бедному велорикше приходится изо всех сил крутить педали, чтобы довезти своих пассажирок до места. Они не жалуются, конечно. Самое главное – ухватит клиента и получить свои деньги.

Как вы понимаете, рикша — не самая престижная профессия в Китае. С ней с голоду не опухнешь, но и много не заработаешь.

Стоит обычно поездка с рикшей дешевле, чем в такси. Если такси в том же Хуньчуне стоит в среднем 5 юаней, то поездка с рикшей – 2 или 3 юаня. Но и на дальние расстояния, больше 5 км, например, рикша вас не повезет. В центре города в хорошую теплую погоду, если вы никуда особенно не спешите передвигаться с рикшами между торговых улиц довольно удобно.

Китайские такси

Китайские таксисты – это не просто работники таксомоторной организации, это еще чуткие психологи, профессиональные аниматоры и лихие гонщики.

Китайские таксисты в основном очень разговорчивые и приветливые люди. Они не будут хмуро молчать и таращиться в свой навигатор всю дорогу.

Только не таксист в Китае! Он обязательно спросит вас, откуда вы, узнав, что с России, сразу скажет, что в России самые красивые девушки! А если вы из Англии – то, конечно, красивее англичанок не найти! Всю дорогу таксист будет расспрашивать вас о чем-нибудь, сам рассказывать истории, смешить, а закончится разговор очередным комплиментом — ваш китайский очень хорош!

Кстати, в Китае такси по сравнению с такси в России действительно очень дешевое. Первые 3 км- 5 юаней в Цзилине, 10 — в Пекине, 8 — в Харбине. Все зависит от размера и статуса города. В Хуньчуне, например по городу одна такса – 5 юаней. Остальные деньги платить надо по счетчику, плюс 1 юань при выходе из такси. Не знаю, если честно за что, говорят какой то налог ввели с прошлого года.

Так что, если вы путешествуете по Китаю, не бойтесь брать такси. Единственное исключение – таксисты возле аэропорта. Там с вас могут взять гораздо больше, чем обычно. Но таксисты в аэропорту наверное во всем мире такие.

Китайские автобусы

Ну и как же обойти внимание автобусы! Ведь без них любой город – не город, и не важно, где он находится, в Китае, России или Зимбабве.

Не обращала внимание на автобусы в других китайских городах, а в Цзилине есть двухъярусные общественные автобусы. Да-да, как в Лондоне! Только в отличие от лондонских, наши не красные, а зеленые. Это очень удобно, так как в Китае народу много, а тут сразу двойной автобус.

Проезд в автобусах стоит всего 1 юань, ни кондукторов, ни контролеров здесь нет, водителя оплатой проезда вы тоже не отвлекаете. Заходя только в передние двери, опускаете купюру или монету в прорезь в металлическом ящике сразу стоящим у входа. А льготники и пенсионеры (в Китае тоже такие имеются) прикладывают тут же к табло свои специальные карточки.

Звуковой сигнал дает понять, что проезд засчитан. Не знаю, есть ли в Цзилине «зайцы», которые внаглую ездят бесплатно. Я не встречала.

А еще бывают двухъярусные спальные автобусы. Они ездят на большие расстояния между городами. Обычно такие автобусы отправляются в путь вечером и едут все ночь. Сиденья раскладываются почти полностью, и получаются лежащие места.

Кондуктор выдает пледы и подушки, а некоторые пассажиры берут с собой простыни и покрывала. Все раскладываются на нижних и верхних полках и мирно похрапывают всю ночь. Напоминает русский плацкарт в поездах. Только здесь получается автобусный плацкарт.

Очень удобно, кстати, так передвигаться. Поспал ночь – и ты уже на месте.

Обыкновенные, в один этаж, автобусы тоже ездят по улицам Китая. Их большинство. Обыкновенный городской транспорт, похожий на любой автобус на другом конце света. Вот только зимой я не очень люблю ездить в автобусах. Я ужа рассказывала, наверное, что в Цзилине зимой очень холодно. А в автобусах сиденья – пластиковые.

Причем отопления в китайских автобусах практически никогда не бывает. Что бы ты ни одел на себя, хоть трое пуховых штанов, а раскаленную от холода пластиковую сидушку будешь ощущать всей пятой точкой. Ощущения, я вам скажу, еще те! Хотя в последнее время я стала поступать, как большинство местных жителей.

Они когда идут на остановку, несут с собой специальные подушечки и кладут их на сиденья. Мягко, а самое главное – тепло!

Читайте также:  Правильная визуализация любви и отношений

Источник: https://economlegko.ru/riksha-taksi-avtobusyi-i-drugoy-transport-v-kitae/

«Я — рикша»

В одном индийском фильме я видела сытого, улыбающегося человека, который пел веселую песенку:

Мен рикшавала,

Мен рикшавала.

(Я — рикша)

Так бывает в кино. В жизни все иначе. С раннего утра до поздней ночи по улицам Хайдарабада катят сотни и тысячи велорикш: одни — пустые, другие — с пассажирами. Босые жилистые ноги непрерывно крутят педали. Безжалостное тропическое солнце жжет мокрые от пота спины, согнувшиеся над рулями. А рикши все продолжают свой бесконечный бег. Куда? Да никуда.

От вокзала Нампалли и снова к вокзалу Нампалли. От Султан-базара и опять к Султан-базару. И так целый долгий день. День без цели, без мысли, часто без еды. День, заполненный тяжелым одуряющим трудом. День, приносящий медные пайсы и аны и бесконечную усталость. День, уносящий силы и здоровье. Летит тележка рикши, мелькают педали. Так же быстро несется и его жизнь.

Редко, очень редко рикша доживает до 35-летнего возраста. Не выдерживает сердце, слабеют легкие. От постоянного недоедания дряхлеют мускулы. Рикш в Хайдарабаде очень много, около 12 тысяч. Их больше, чем это надо городу. Поэтому не каждый день у рикши есть работа и еда. Нет, 12 тысяч рикш — не безработные, они — полубезработные.

А в этом есть разница, правда небольшая.

Однажды я ждала автобус на остановке, неподалеку от моего дома. Автобуса долго не было, и я присела на каменные ступеньки небольшой мечети. Был жаркий полдень, и по пустынному раскаленному шоссе катили редкие рикши. Один из них со своей коляской остановился около меня.

— Поехали, мэм-саб.

— Нет, я жду автобуса.

Рикша опустился на ступеньки. Это был худой парень с копной густых вьющихся волос. На его плечах еле держалась бывшая когда-то белой, разорванная в нескольких местах рубашка. Короткие штаны из полосатого тика были перехвачены у пояса каким-то замысловатым шарфом. Босые ступни растрескались от жары и пыли.

Мы разговорились. Его звали Али, жил он тут же рядом, в одной из глинобитных хижин, которые разбросаны позади этой улицы. Дом принадлежал его родственникам, а сам Али из деревни. Деревня в Телингане, 150 миль от Хайдарабада. Там живут его родители, братья и сестры. Он — младший в семье.

— Нет, земли у них нет. Отец арендует 2,5 акра, но прокормить этим семью нельзя. Три года тому назад, когда Али было 16 лет, он уехал в город на заработки. Но отыскать работу в Хайдарабаде оказалось делом нелегким.

— Вы видели здесь много людей без работы, — говорит Али.

Да, я видела. Их действительно много. Они обивают пороги мастерских и вокзалов, сидят на корточках в пыли базарных улиц и ждут: может быть, кому-нибудь понадобится кули. Многие состоят на учете на бирже труда и ждут своей очереди, но очередь двигается очень медленно. Мне это хорошо известно.

Али тоже толкался в разные места, но безрезультатно. Он хотел было уже вернуться в деревню, но один знакомый пообещал устроить его рикшей. Пришлось заплатить ему за это и внести залог за коляску. Так Али стал рикшей. Каждый день он должен отдавать хозяину, которому принадлежит коляска, не менее двух рупий.

Но бывают дни, когда у него нет этих рупий. Хозяин пишет долг. Али должен вернуть его в следующие дни. Самому ему остается немного. В самые лучшие дни он зарабатывает рупию. А много ли можно сделать на рупию? На себя Али тратит всего несколько ан. Оставшиеся деньги откладывает. Надо выплатить долг, который он сделал, чтобы внести залог.

Кроме того, Али должен платить за квартиру, немного посылать в деревню.

Что ест? Есть приходится не часто. Сегодня, например, есть не обязательно. Он заработал слишком мало. Обычная же еда — несколько бананов в день. Иногда по праздникам — рис. Мясо? О нет. Последний раз он ел мясо года три тому назад. Трудно выдержать? Но ведь он молодой и здоровый.

Пока здоровый. И он уже привык. Правда, есть хочется все время, но ничего, зато у него работа. Да что он один такой, что ли? Многие рикши живут так же. Их ведь сотни таких. Да что сотни! Тысячи! А некоторым из них приходится и похуже, особенно если есть своя семья. Али поднимается.

— Ну, мне пора. Да вон и ваш автобус едет. Из-за поворота в клубах пыли показывается старый, разболтанный автобус. Али быстро садится в седло, и его коляска скрывается в переулке.

Потом я не раз встречала рикшу Али, и мы разговаривали.

…Рабочий день Али, как и многих его товарищей, начинается рано. Он встает в шесть часов, когда солнце еще не печет и на городских улицах прохладно. У водопроводной колонки, неподалеку от его дома, Али умывается и пьет. Холодная свежая вода — первый его завтрак.

Женщины, пришедшие за водой, добродушно поругивают его, если он их задерживает. Но это бывает не часто, Али спешит. В это время город просыпается, и надо, пока еще не жарко, успеть кое-что заработать. Али едет на стоянку для рикш у рынка Муаззам-джахи. Здесь уже оживленно.

Овощной и фруктовый рынки заполнены пестрой снующей толпой. Али не приходится долго ждать.

— Эй, рикша! — окликают его.

На углу улицы стоит немолодая крестьянка. У ее ног на тротуаре лежит корзина с цветной капустой. Али помогает погрузить корзину на коляску, и крестьянка садится рядом с корзиной. Али нажимает на педали и быстро едет. Сейчас ехать не трудно, да он еще и не устал.

Через три квартала коляска останавливается, и в кармане рикши звенят первые аны. Потом он везет дхоби с большим узлом выстиранного и выглаженного белья. Дхоби едет далеко, почти на другой конец города. Свежий ветер надувает пузырем рубашку Али, дорога идет под гору.

За утро Али успевает перевезти еще двух лавочников, спешивших на Султан-базар.

Между девятью и десятью часами рикши нарасхват. Едут служащие в свои учреждения. Отовсюду несется: «Эй, рикша! Эй, рикша!» И коляска Али вливается в нескончаемый поток велорикш, заполняющий в эти часы широкую улицу, где расположена большая часть учреждений. Затем Али везет нескольких школьников и студента.

Студент насвистывает модную песенку из кинофильма «Шарарат», и ехать с ним весело. Но голод дает себя знать. Али пересчитывает аны. Нет, банан купить нельзя. С этим придется подождать до обеда. А вот стакан чая — это, пожалуй, можно. Али решает заехать в харчевню Юсуфа, что стоит в тесном тупичке, недалеко от вокзала.

Харчевня маленькая и грязная. В единственном засиженном мухами шкафу стоят банки со сладостями и пряностями. Аппетитно пахнет жареной самосой[10]. Можно вдыхать этот запах, сколько хочешь, за это платить не надо. Ну, а самоса пусть подождет до лучших времен.

В харчевне за голым, грубо сделанным деревянным столом уже сидят несколько рикш.

— Эй, Али, — кричат они, — иди к нам! Али подсаживается к товарищам.

— Ты сегодня, наверно, богат?

— Очень, — отвечает Али, — я могу взять стакан лучшего и мире чая, фирменное блюдо отеля «Юсуф».

Рикши смеются. Всклокоченный мальчишка лет четырнадцати, с грязным полотенцем на шее, ставит перед Али захватанный стакан с мутноватой жидкостью. Сегодня «фирменное блюдо» явно не на высоте. Но Али этого не замечает и жадно пьет горячую жидкость.

После чая работать труднее. Педали не слушаются, как прежде. Да и пассажиры почему-то прибавили в весе. Но Али еще едет быстро. Пассажиры торгуются, называют места, куда надо ехать. Вокзал Нампалли, Абид-роуд, Султан-базар, Кхайртабад, «Чар-минар», Осман-базар, Адикмет… Город велик. Солнце давно уже стоит высоко в небе.

«О Аллах, — просит Али, — пошли хоть небольшую тучку! Зачем ты создал такое яркое и такое жаркое солнце?» Но Аллах молчит. Ему никогда не приходилось бывать рикшей. Кровь гулко стучит в висках, глаза застилает пот, мускулы ног наливаются свинцом, дыхания не хватает. Кажется, весь мир раскален до предела. Ни ветерка, ни тени. И так будет вечно.

Али уже не верит, что прохлада когда-нибудь опустится на эту истомленную зноем землю.

— Эй, рикша, скорей! Заснул, что ли?

Пассажир, толстый человек в гуджаратской шапочке, куда-то спешит. «Купец, наверно», — думает Али и крутит, я крутит педали. Узкая улица круто поднимается в гору. Седок весит не меньше 120 килограммов.

Коляска, кажется, застывает на месте. Али покидает седло и, вцепившись руками в руль, тянет на себе коляску. Мускулы шеи напрягаются вот-вот лопнут жилы. Босые ноги с трудом упираются в раскаленные камни мостовой.

Но Али уже их не чувствует!

— Скорей! — опять вскидывается купец. — С виду ты здоровый малый, а едешь, как кляча.

Али молчит и тянет коляску. Наконец подъем кончается. Можно снова сесть на велосипед. Толстый купец сходит в одной из лавок на Султан-базаре и небрежно бросает рикше монету в четыре аны.

Али не успевает ее поймать, и монета зарывается в пыль. Али с трудом сгибает уставшую спину и поднимает монетку. Кажется, можно теперь пообедать. Тут же, у лавки, поджав ноги, сидит фруктовщик. Перед ним на циновке гора бананов.

Али подает ему пыльную монетку, берет два банана и начинает есть.

— Эй, рикша! — вдруг раздается снова.

К Али подходят две женщины. Одна старая и дородная, другая тоненькая, совсем девочка. «Мать и дочь, — решает Али, — а может быть, свекровь и невестка».

Рикша умоляюще смотрит на них. Ему просто необходимо доесть этот второй банан. Но женщины торопятся. Да и с какой стати они будут ждать? Вон сколько свободных рикш! Двое уже подъезжают к ним. Али спешно сует недоеденный банан в карман и вскакивает на седло. Старшая женщина все еще ворчит, усаживаясь в коляске. Снова вращаются педали.

Но двоих везти тяжело, очень тяжело. А Али даже не дали подкрепиться. Впереди ослепительная лента дороги. Улица очень длинная, гораздо длиннее, чем была утром. Каждый оборот педалей дает себя чувствовать. Руки на руле, казалось, онемели. Руль становится непослушным. Одежда прилипла к мокрому разгоряченному телу.

Перед глазам красные круги. Соленый пот разъедает кожу. А улица все тянется и тянется. Бесконечная улица в красном тумане. У нее нет конца. Али кажется, что этого конца никогда и не было. В ушах стучат молотки. Они стучат все громче и громче: «Нет конца, нет конца». А лента улицы все растет и растет. Красная длинная лента.

Она смеется в лицо рикше и извивается в издевательском вопле: «У меня нет конца, куда ты едешь? У меня нет конца!» Пустые, черные окна домов подмаргивают Али и шипят: «У дороги нет конца, нет конца. Остановись, остановись». Перед глазами в каком-то диком танце прыгают черные окна и красная дорога.

Черное и красное, красное и черное… Больше ничего. Весь мир составлен только из двух цветов: красного и черного. Руль выскальзывает из потных ослабевших рук. Ноги соскакивают с педалей. Нет силы поставить их на место. Но мозг сверлит одна неотступная мысль: «Если я доеду до конца, то получу четыре аны.

Четыре аны — это не много, но и не мало. Надо доехать до конца, надо…» Али поднимает лицо к небу, но солнца не видит. Там опять только красная лента дороги. «Остановись, остановись, — стучит сердце, — если ты не остановишься, остановлюсь я». Али прижимает руку к груди. Сердце еще бьется. Его гулкие удары отдают в голове.

Али не доезжает до конца. Сквозь черно-красный воздух перед ним возникает знакомое лицо. Это Ахмед, товарищ Али. Его коляска пуста.

— Эй, Ахмед! — хочет крикнуть Али, но язык не повинуется. Али беспомощно взмахивает рукой. Ахмед понял. Он подъезжает к рикше и забирает его седоков. Две аны он отдает Али, две остальные он получит, когда доставит женщин на место. Али ставит коляску под дерево и, обессиленный, валится на землю.

— Эй, рикша! — откуда-то издалека доносится голос. Али не шевелится.

Читайте также:  7 фишек gtd, которые помогут вам меньше работать, больше успевать и не уставать

— Эй, рикша! Я тебе говорю! Поедешь ли ты или нет? Али с трудом поворачивает голову, видит двух человек и делает отрицательный жест. В голове пульсирует мысль: «Потерял четыре аны, потерял четыре аны…» И потом все куда-то проваливается.

— Я тебе говорил, — обращается звавший рикшу к своему спутнику, — что хайдарабадские рикши самые ленивые. Смотри, разлегся. Думает, что деньги ему упадут с неба.

Нет, Али так не думает. Он вообще уже не думает. Он лежит с широко раскрытыми глазами смотрит в небо. Там уже нет красной дороги и черных окон. Только бездонная ослепительная голубизна. Покой и свобода. И, наверно, прохлада. Али нащупывает в кармане недоеденный банан.

Но есть уже не хочется, нет сил. Мягкая, душная вата постепенно обволакивает его сознание, и Али забывается. Он не помнит, сколько времени это продолжается. Когда Али приходит в себя, улицу уже пересекают длинные тени. Рикша съедает банан и медленно едет вдоль улицы.

— Эй, рикша!

Новый седок садится в коляску. Но теперь крутить педали легче, хотя во всем теле еще чувствуется усталость. Али возвращается домой поздно вечером. Он уже не сидит на велосипеде, а шагает рядом с коляской. Придя домой, он забывается тяжелым сном, тут же в маленьком дворике. А назавтра Али снова катит коляску по городским улицам

— Эй, рикша! Эй, рикша!

И так целый день.

Но Али не всегда приходится ночевать дома. Иногда у него нет сил доехать. И он спит прямо на улице, неудобно свернувшись в своей коляске.

В городе часто бывают праздники, но Али от этого не легче. В праздники приходится много работать. Но и у Али есть свой праздник.

С утра в день Первого мая по городу ездили грузовики с рабочими. Рабочие размахивали красными флагами и пели песни. Был жаркий сезон, и на улицах алыми цветами рдели деревья, которые в Индии называют «пламя лесов».

Мне казалось, что город специально украсился к первомайскому празднику. Вдоль широкой улицы, которая ведет от рынка Муаззам-джахи к зданию Национального конгресса, двигались колонны демонстрантов.

Над колоннами развевались красные флаги и плыли транспаранты с призывами хайдарабадских профсоюзов. Я остановилась на тротуаре, чтобы лучше разглядеть демонстрантов. Вдруг кто-то окликнул меня. Я обернулась и увидела Али.

Рядом с ним не было коляски, и от этого он выглядел немного растерянным и странным. К нагрудному карману его чистой рубашки был приколот алый цветок, «пламя лесов».

— Али? Разве ты сегодня не работаешь?

— Нет, мэм-саб. Сегодня у меня праздник.

— Ты был там? — я кивнула в сторону демонстрантов.

— Я только что оттуда. Был большой митинг и говорил товарищ Макдум.

Али так и сказал: «товарищ». Я хорошо знала Макдума, председателя Конгресса профсоюзов штата Андхра Прадеш.

— Тебе понравилось то, что он говорил?

— О да. Он сказал, что хозяева нас обманывают. Мы не должны отдавать им две рупии. Нам надо бороться.

— Ты ведь знаешь, это очень трудно.

— Знаю, но я хочу жить долго. А рикши не живут долго, потому что хозяева их обманывают. Мы должны есть как люди.

— Так сказал товарищ Макдум или ты сам так думаешь?

Али смутился.

— Кое-что сказал Макдум, а кое-что я сам уже знаю.

Яркое майское солнце играло на красных флагах, на пламеневших цветах деревьев, щедро освещало красное пятно на груди Али. Али стоял и улыбался. Он редко улыбался, а улыбка очень красила его простое крестьянское лицо. Да, конечно, и у рикши должен быть свой праздник. Праздник, когда можно не работать, улыбаться и узнавать кое-что полезное…

[10]Самоса — жареные пирожки треугольной формы с овощной или мясной начинкой.

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=83554

Такси и рикши — нюансы городского транспорта в Индии

С каждым годом все больше российский туристов открывают для себя Индию, которая привлекает своими сказочными видами и богатейшей историей.

Изобилие достопримечательностей даже в отдельно взятом городе просто потрясает, и пытаться обойти их «на своих двоих» просто невозможно.

Не следует также особо полагаться на городской общественный транспорт — он в большей мере рассчитан на местных жителей, и пользоваться им в туристических целях крайне неудобно. Какой же выход — аренда (прокат) автомобиля, такси или рикша?

Можно ли арендовать автомобиль?

По большому счету, а Индии вполне возможно взять автомобиль напрокат или арендовать его. Однако, прежде, чем сделать это, необходимо реально оценить особенности этого шага. Во-первых, потребуются водительские права международного образца и полис обязательного страхования. Но это — не самое страшное.

Главное препятствие к самостоятельному вождению автомобиля по индийским дорогам — весьма своеобразные особенности организации движения по ним, причем, левосторонним движением они не ограничиваются.

Загвоздка в весьма вольном толковании правил дорожного движения его участниками, помноженном на чрезвычайную загруженность улиц самыми невероятными транспортными средствами, пешеходами, животными.

Вот уж где действительно действует «закон джунглей» — преимущество у тех, у кого машина больше, кто сигналит громче, кто, попросту, наглее.

Кроме того, не исключены встречи с полицейскими, которые весьма дотошно могут изучать документы, проверять укомплектованность машины и т.д. Не хочется думать плохо про индийских «гаишников», но отзывы туристов говорят, что это достаточно часто делается в столь привычных для нас целях — для вымогания денег.

Если все же хочется, чтобы транспорт всегда был под рукой, лучше арендовать автомобиль с местным водителем, хорошо знакомым с «технологией» передвижения по индийским городам.

Плата за прокат не должна сильно испугать — вполне возможно подобрать небольшой автомобиль по цене 15-20 $ за сутки, причем работа водителя входит в эту сумму. Есть «пакеты» подороже — они могут включать в себя полную заправку и неограниченный суточный пробег.

Если планируются только разовые поездки, выгоднее будет воспользоваться услугами такси. Это вид общественного транспорта представлен в индийских городах государственными или честными компаниями, что, впрочем, особо не сказывается на стоимости проезда.

Государственные машины-такси имеют черно-желтую окраску, они в обязательном порядке есть на стоянках около аэропортов или железнодорожных вокзалов.

Подавляющее большинство парка представлено «Амбассадорами» — своеобразным индийским брендом, выпускаемым уже более 50 лет. Машина тесновата, но для городских условий вполне сносная.

Сейчас она все чаще замещается «Tata Indica» — также небольшим городским автомобилем.

По существующим правилам, все машины должны быть оснащены таксометрами, а водитель в конце поездки даже должен выдать пассажиру по его требованию чек. Однако в реальности все не так радужно — обычно действует принцип «как договоришься».

Таксисты не отличаются особым альтруизмом, и всегда стараются вытянуть из приезжих побольше, заламывая порой немыслимые цены, ссылаясь на то, что счетчик не работает.

Покупаться на это не нужно — легче обратиться к другому, более сговорчивому водителю, потребовать включить счетчик и обязательно проверить начальные нулевые значения.

Большинство старых таксометров показывают не стоимость проезда, а величину пробега, которая потом переводится в рупии по специальным таблицам — «conversion table». Такую табличку можно приобрести в газетных киосках, и при посадке в такси лучше дать понять водителю, что вы в курсе вопроса о порядке оплаты — вряд ли он решится вымогать лишнее.

Средняя стоимость поездок в городах — 10-15 рупий за километр, ночной тариф может быть в полтора раза выше. Если предоставляется такая возможность, лучше узнать заранее примерную стоимость поездки в нужное место (у персонала гостиницы, у полицейского, уличного торговца и т.п.) и ориентироваться на нее в процессе торга в водителем.

Замечательно, если туристу удалось воспользоваться службой предоплаты, «prepaid taxi» — такие кассы можно встретить на вокзалах, в аэропортах. Кассир примет плату за поездку с учетом расстояния, наличия багажа, количества пассажиров, выдаст квитанцию и укажет номер машины.

Водители такси не сильно любят эту систему, лишающую их дополнительного заработка, и пытаются в конце поездки навязать какие-то накрутки — доплату за багаж, чаевые, превышение расстояния и т.п. Однако, если твердо отказаться и пригрозить обращением к полицейскому, конфликт будет исчерпан.

Многие отели практикуют вызов такси с оплатой поездки непосредственно на ресепшене, что также достаточно удобно (хотя и несколько дороже). Как правило, можно быть уверенным в своевременном прибытии автомобиля. При этом также немаловажно иметь квитанцию, как козырь в «борьбе» с таксистом.

В некоторых местах (вокзалы, туристические центры) существует «fixed price» — установленная цена на самые востребованные маршруты, сбить которую практически нереально, хотя она может быть на 20-30 % выше стандартных расценок.

Для тех, кто любит комфорт, либо приезжает рано утром или поздно вечером, а особенно для путешествующих с детьми оптимальным вариантом будет заказ трансфера. Заказать трансфер можно заранее, еще из дома, водитель встретит Вас с табличкой прямо в аэропорту и доставит до места без всяких проблем. Сделать это можно здесь.

Быть в Индии — и не проехаться на рикше?

Этот вид общественного транспорта в Индии, наверное, самый распространенный. Собственно, рикш, в классическом понимании этого слова, когда коляску тянет человек, уже не осталось, они законодательно запрещены. Используются лишь велорикши и моторикши (их нередко называют авторикшами или тук-тук).

Велорикши не отличаются скоростными качествами, удобны лишь для переезда на небольшие расстояния или для осмотра достопримечательностей, расположенных на довольно компактной территории.

Стоимость проезда невысока, оговаривается в начале поездки. Для туристов, чаще всего, это элемент экзотики, рассматривать велорикшу чисто с транспортной точки зрения не приходится.

Хотя иногда, например, в пешеходных зонах, они будут единственно возможным решением.

А вот моторикши поражают своим разнообразием и многочисленностью. Самый распространенный вид — небольшие пассажирские экипажи на 2-3 пассажира, установленные на трехколесное мото-шасси. Наиболее ходовая модель — «баджадж» (bajaj), выпускаемая с 1977 года. На дальнее расстояние поездка в ней станет очень утомительным занятием, но для города подходит.

Стоимость поездки на таком транспорте лежит в пределах 5-10 рупий за километр, если ориентироваться на нормальные установленные расценки. Многие рикши оснащены счетчиками, но заставить водителя (также называемого рикшей) включить его — достаточно сложно. Если это принципиально важно, то можно пригрозить обращением в полицию, как правило — помогает.

На рикш сертифицированных транспортных компаний также распространяется система «prepaid», но особого восторга она у них не вызывает — они всячески отговаривают туристов от этой затеи, но отказаться от уже оплаченной поездки вряд ли смогут.

Торг с рикшей по поводу маршрута и стоимости поездки — целая наука, изобилующая нюансами.

Полезные советы туристам

  1. Никогда не стоит «клевать» на супердешевые предложения перевозчиков — почти со стопроцентной вероятностью турист получит незапланированную «экскурсию» по каким-нибудь сувенирным лавкам, хозяева которых платят рикше комиссионные за каждого клиента, а цены будут в разы превосходить нормальный уровень.

  2. На стоянках рикш очень часто суетятся хелперы — якобы помощники, которые будут настоятельно рекомендовать сесть в тот или иной экипаж. Работают, понятно, они не задаром, а сумма их комиссионных будет включена в стоимость поездки. Разговор лучше вести с рикшей без посредников.

  3. При согласовании цены надо настойчиво уточнять, все ли в нее включено. Нередко случаются казусы, что по прибытию к мету назначения выясняется, что рикша имел в виду цену на одного человека, или без учета багажа, или без пресловутого повышающего коэффициента, или без еще чего-нибудь, что ему взбредет в голову.

    Еще лучше — после договоренности попросить водителя указать цену на листке бумаги, чтобы избежать языковых казусов — индийский «английский» очень сильно отличается от того, чем владеют туристы.

  4. Если не устраивает цена, нужно назвать свою (естественно, адекватную расстоянию), а в случае несогласия водителя — просто повернуться и уйти.

    Почти наверняка он попытается остановить и согласиться на разумное предложение.

  5. Не стоит начинать поездку, пока нет твердой уверенности, что рикша точно понял пункт конечного назначения — это одна из уловок, чтобы «вытряхнуть» из пассажира деньги за излишние километры.

  6. Расплату следует осуществлять только по прибытию на место и выгрузке багажа. Лучше иметь мелкие купюры — у водителя запросто может «не оказаться сдачи».
  7. В северных штатах Индии путешественники советуют обращать внимание на десны и губы рикши.

    Дело в том, что в тех краях весьма распространено жевание бетеля, имеющего легкое наркотическое действие. При злоупотреблении им полость рта обретает кроваво-красную окраску, и за адекватность такого водителя поручиться нельзя.

И в случае поездки на такси, и при выборе рикши, нужно проявлять максимально возможную доброжелательность, сдержанность, не стоит излишне жадничать или проявлять раздражение. Если не сдерживает языковый барьер, можно попытаться наладить личный контакт с водителем — это всегда поможет проехать дешевле и с большим комфортом.

Видео «Поездка на Тук-туке»

Источник: http://indianochka.ru/travel/transport/rikshi.html

Ссылка на основную публикацию